2 февраля умер Георгий Тусузов (1891-1986), актер, припечатанный характеристикой Анатолия Папнова, который говорил, сомнений нет, добродушно, только получилось все равно двусмысленно.
Папанов, намекая на возраст Тусузова, переваливший за 90 лет, и его привычку участвовать в похоронных процессиях, сказал: «Умереть не страшно.
Страшно, если над твоим гробом в почётном карауле будет стоять Егорушка».Все бы ладно, но в наше время легких, быстрых хи-хи, эта характеристика часто единственное, что знаем мы о Тусузове.
Между тем, актер он был знатный.
Неизвестно, сколь быстро нашел себя Тусузов, вернее, как быстро примирился с тем, что никогда не играть ему ролей главных. В юности, написав пьесу о Шерлоке Холмсе, Георгий настолько жаждал вызова после спектакля, что, не дождавшись криков одобрения, сам побежал из-за кулис в зал, крикнул: «Автора!», а потом вышел кланяться.
Таких поклонов и аплодисментов, нацеленных специально на него, в жизни Тусузова было мало. Он переместился в разряд эпизодников, бессловесных статистов. Переживал ли? Во всяком случае, не зримо, не трагедийно. Это важно, - понимать свое место в искусстве. Грустно, когда смешной толстячок, ориентируясь на фразу «Толстый и пыхтит», начинает претендовать на роль Гамлета. Желание прыгнуть выше головы попортило немало нервов Петру Алейникову — (провалился в роли Пушкина), Борису Андрееву (не прошел кастинг на короля Лира и очень переживал), Евгению Моргунову (годами добивался роли Черчилля).
А Тусузов просто работал.
Первый успех Тусузова связан с конферансом в нэповском кабачке «Не рыдай!», где начинали Рина Зеленая, Игорь Ильинский, Михаил Гаркави.
Потом был театр «Синяя блуза».
В 1934 Тусузов пришел и задержался на 60 с лишним лет в театре Сатиры. Начиная рядом с Хенкиным и Токарской , он закончил рядом с Папановым и Мироновым.
Главреж Сатиры Валентин Плучек Тусузова боготворил, надо думать, как существо безвредное. Тусузов был лишен элемента заносчивой звездности, зато эпизоды вытягивал с блеском. В большинстве ролей у него не было даже текста, но ничего, - он играл лекаря Гибнера в «Ревизоре», князя Тугоуховского в «Горе от ума», а уж его гость в «Клопе» вошел в анналы актерского ремесла. В первоисточнике у Маяковского этого героя не было, Тусузов выдумал от начала до конца гостя на свадьбе Присыпкина. Двадцать минут он без единого слова священнодействовал, - ел, пил, плясал, задумывался, и перед зрителем проходила жизнь этого маленького человечка.
В кино Тусузова начали снимать в конце 1950-ых. Зритель может вспомнить старичка Феоктистыча из «Девушки без адреса», или пострадавшего от манной каши в «Веселых историях» по Драгунскому. Был колоритен экскурсовод в «Короне Российской империи, или Снова неуловимые», да и профессор из «Семи стариков и одной девушки». Постоянно снимал Тусузова Вениамин Дорман, считая актера своим талисманом («Легкая жизнь», «Ошибка резидента»).
Личная жизнь Тусузова представляла собой загадку. Казалось, он не существовал вне театра. Армен Джигарханян как-то рассказывал, что был у Тусузова дома, но совершенно не мог совместить хозяина с этими стенами.
Тусузов приходил домой только ночевать. Обедал, ужинал, завтракал в театральном буфете. Избегал серьезных отношений с женщинами. Отвечая Леониду Утесову на вопрос о своем долголетии, сказал: «Секретов три: я никогда не занимался спортом, не ел домашнюю пищу и не был официально женат!»
Свобода одиночества все же обернулась к Тусузову обратной стороной медали. Он начал терять память, но неизменно приходил в театр, опасаясь пропустить свой выход. А потом отказали ноги. В определенный момент Тусузова обнаружили потерянно сидящим на ступеньках у служебного входа.
Пришлось театру поместить своего рыцаря в Дом ветеранов сцены. Там он и скончался. Папанов, боящийся, что у его гроба будет стоять Егорушка, пережил Тусузова на год.
Свежие комментарии