В феврале этого года праздновал свой 68-ой день рождения Виктор Проскурин – актер, которому с трудом удалось попасть в мир кино и еще труднее в нем удержаться. Дело в том, что несмотря на свой незаурядный талант, Проскурин обладал удивительной способностью становиться участником многочисленных конфликтных ситуаций, причиной которых в большинстве случаев был его вспыльчивый характер.
Через тернии в кино
Артистом Виктор Проскурин хотел стать с самого детства. Он мечтал освоить профессию клоуна, уж очень мальчику нравилась постоянно праздничная атмосфера, царящая на цирковой арене. Этим мечтам, к сожалению, было не суждено сбыться. Оказалось, что в цирковую школу нужно было поступать после 4-го класса, а парень пришел туда гораздо позже.
Неудача не сломила молодого Проскурина и не уничтожила в нем стремление к самовыражению. Именно поэтому, достигнув пятнадцатилетнего возраста, Проскурин записался в театральный кружок, работавший при Дворце пионеров. Именно там в 1968 году его приметил ассистент режиссера Георгия Победоносцева и предложил роль Витьки в фильме «Орлята Чапаева».
После съемок молодой человек решил сменить род деятельности и поступить в театральный ВУЗ.
Маленького роста, рыжеволосый с раскосыми глазами – вряд ли можно было назвать Виктора Проскурина красавцем. И хотя в мире кино немало персонажей, не блещущих красотой, внешние данные Вити Проскурина создавали серьезные препятствия на пути к вожделенной актерской славе. Так, например, при поступлении во МХАТ ему прямо указали на маленький рост, в Щукинском училище членам экзаменационной комиссии не понравились раскосые глаза, а в Щепке просто посоветовали отказаться от мечты и продолжить работу на обувной фабрике.
Однако Проскурин пропускал мимо ушей едкие реплики и упорно продолжал штурмовать театральные ВУЗы. Он сдал документы в ГИТИС. Только там его выгнали прямо с экзамена. Причиной этого, по словам членов комиссии, стало оскорбительное поведение Проскурина. А он всего-то и сделал, что во время прочтения басни наклонился вслед за нырнувшим под стол членом комиссии, у которого как-раз в это время развязался шнурок на ботинке.
Этот удар тоже не сломил Проскурина, и он со второй попытки все таки поступил в театральное училище, но теперь уже в Щукинское. Больше проблем с учебой не возникало. Более того, будучи второкурсником, Виктору Проскурину посчастливилось сняться в известной картине того времени «Большая перемена». Там он изобразил злостного прогульщика и любителя танцев Генки Ляпишева. Правда, Проскурину больше по душе была роль Ганджи, но режиссер решил, что ее сыграет Александр Збруев. А вот в кандидатуре на роль Генки Ляпишева режиссер не сомневался ни минуты и буквально сразу отдал ее Проскурину. Кстати, даже кинопробы не потребовались. И артист, тогда еще будущий, выложился на все сто, сыграв ее так, что коронную фразу Генки: «ходишь, ходишь в школу, а потом бац! И вторая смена» еще много лет повторяла вся страна.
На вершине славы
После окончания Щуки Проскурин работал в легендарной Таганке Юрия Любимова. Однако продержался он там недолго. Что стало причиной ухода из театра, истории неизвестно. Несмотря на свой скандальный характер, актер аккуратно обходил стороной разговоры о собственных неудачах и отвечал на подобные вопросы лаконичным «Не сработались».
Настоящий творческий успех ждал актера в театре «Ленком» Марка Захарова, в котором он сыграл много ролей и наконец-то состоялся как актер. Настоящий успех ему принес образ палача в «Тиле». Потом еще было много постановок, в частности, спектакль «Парень из нашего двора», заслуживший огромное количество положительных отзывов в прессе.
Именно во время работы в Ленкоме на премьеру фильма «Вор» пришел не особенно успешный на то время актер Станислав Жданько вместе со своей подругой Валентиной Малявиной.
Во время ужина дома у вышеназванной пары, на котором присутствовал и Проскурин, Жданько не смог скрыть зависть и заявил о своем решении продолжить свою работу тоже в Ленкоме.
– Да кому ты там нужен? – съязвил Проскурин.
Неизвестно, эта фраза или что-то другое спровоцировало неприятное событие, но на следующее утро Станислава Жданько обнаружили мертвым.
В убийстве актера обвинили Малявину, однако она успела приплести к этой трагедии и Проскурина. К счастью, по делу актер проходил только свидетелем, поэтому неприятное событие никак не отразилось на его сценической карьере. Более того, она уверенно набирала обороты. Образы, которые воплощал на экране Проскурин, были не просто разными, они были абсолютно не похожими друг на друга.
Свои лучшие роли Виктор Проскурин сыграл в конце прошлого века. Чего только стоит «Жестокий романс», в котором Проскурин играл Василия Вожеватого – добросердечного друга Ларисы бесприданницы, который к концу картины превратился в жестокого купца. А в «Однажды 20 лет спустя» сердца многих зрителей покорил многодетный отец, которого с успехом сыграл Проскурин. В «Пиковой даме» он был Германом, в драме «Поворот» – водителем, в «Весеннем призыве» – новобранцем Кононовым. Но по-настоящему знаменитым его сделала роль пограничника Александра Блинова в фильме «Выйти замуж за капитана».
Проскурин обладал главным качеством актера, которое так и не смогли увидеть в нем члены приемных комиссий – он был личностью.
Черная полоса
Востребованность в кино привела к сокращению количества театральных ролей, которые снимающемуся актеру предлагали все реже и реже. Возмущенный этим обстоятельством, Проскурин решил поговорить с руководителем Ленкома Марком Захаровым. Вспыльчивость актера сыграла с ним злую шутку. Разговор получился не особенно приятным, и Проскурин сгоряча написал заявление об уходе. Лишь спустя некоторое время актер понял, какую большую ошибку тогда совершил. Впоследствии он не раз пытался восстановиться в Ленкоме, но не получилось.
После Ленкома Проскурин продолжил свою деятельность в театре Ермолаевой. Кстати, там он выкладывался по полной, потому как ему перестали предлагать достойные роли в кино.
В середине 90-х актер попал в серьезную автомобильную аварию, в связи с чем ему пришлось приостановить свою творческую деятельность. Восстановительный период продолжался не один год. Все это время за Проскуриным сохранялось место в труппе, ему даже платили зарплату. Правда, на сцене он почти не появлялся.
Такое положение дел не очень понравилось новому художественному руководителю театра Олегу Меньшикову, который вскоре поставил вопрос об увольнении Проскурина. Вслед за ним по настойчивой рекомендации руководства пришлось уволиться и Догилевой. Только если та молчать не стала, по полной пропесочив Меньшикова, то Проскурин пожелал сохранить лицо и поэтому ушел с достоинством, заявив, что не имеет желания принимать участие «в этой бытовухе».
Артист продолжал сниматься в кино, хоть и не так часто как раньше. И, как прежде, в какой роли бы не снимался Проскурин, он всегда представал перед зрителями по -новому.
Личная жизнь
В личной жизни Проскурину не особенно везло. Первой супругой артиста была однокурсница Ольга Гаврилюк, которая родила ему единственную дочь Александру. Правда, супруги развелись, не прожив вдвоем и года.
С другой женой, тоже артисткой Татьяной Дербеневой, актер прожил целых три года. Но и этот брак распался из-за новой пассии артиста Светланы Калгановой. С этой женщиной Проскурину наконец-то удалось создать семью, они прожили вместе двадцать лет. Но и этому браку не суждено было существовать вечно. Пережив вместе последствия страшной аварии, пара распалась.
Последней женой актера стала Ирина Хонда, с которой он живет по нынешний день.
В настоящее время Проскурин снимается мало. Что, к слову сказать, беспокоит его поклонников. Наверное, это и есть настоящая слава, когда зрители не желают забывать актера. Кто знает, может режиссеры все-таки предложат Проскурину по-настоящему хорошую роль, достойную таланта этого актера? А мы будем ждать его появления на экране.
Свежие комментарии