На съемочной площадке она играла жертву дикой ревности, но в жизни сама ревновала мужа к его богатому прошлому. При этом Ирине Скобцевой хватило мудрости устроить их жизнь так, чтобы ни с кем,кроме нее, он уже не мог быть рядом.
Первое воспоминание Ирины Скобцевой о Сергее Бондарчуке: они едут в переполненном троллейбусе, он нависает над ней, держась за поручень, а она мечтает поскорее выбраться из этой давки и убежать домой. Через несколько месяцев Скобцева получила роль Дездемоны, и в загримированном Отелло узнала того самого попутчика из троллейбуса.
Обряд венчания
В 1955 году Бондарчуку было уже 35: он женат вторым браком на актрисе Инне Макаровой, имеет звание Народного артиста СССР (присужденное ему в рекордно молодом возрасте — 31 год — после роли в фильме «Тарас Шевченко»).Он еще не режиссер, но уже заметная фигура в советском кинематографе.Ирина же — начинающая актриса, недавно выпустившаяся из Школы-студии МХАТ, но уже успевшая развестись. Ее первый муж, журналист Алексей Аджубеев, ушел от нее к Раде Хрущевой — дочери будущего генсека.
Уже отсняв весь материал, режиссер «Отелло» Сергей Юткевич вдруг решил доснять сцену венчания главных героев. Выехали в Ригу, расположились в настоящем храме. То, что случилось потом, не мог объяснить никто из присутствующих.
«То ли ксендза не предупредили, что это будет съемка, то ли наши это подстроили, но он начал нас венчать и обвенчал по всем правилам. А когда мы выскочили, Бондарчук мне сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!», — вспоминала Ирина Константиновна. Просто уйти из семьи к женщине, которую полюбил, Бондарчук не мог. Его стыдили на партсобраниях, вызывали к руководству, давили, угрожали. Их пару с Инной Макаровой знала вся страна, в семье подрастала дочь Наташа — развод был для Бондарчука непозволительной роскошью.
Но он добился своего. Бывшей жене с дочерью досталась квартира, а он явился жить к Ирине и ее родителям с одним чемоданом.
Семья режиссера
Именно Скобцева разглядела в Бондарчуке гениального режиссера. Весь их быт был подстроен под его творческий график: если Сергей писал сценарий, в доме царила тишина. Любую уборку, даже генеральную, Ирина проводила так, чтобы обрывки бумажек с набросками идей и диалогов оставались там, где их бросил Бондарчук.Ее карьера отошла на второй план: если муж работал в Москве, Скобцева отказывалась от гастролей — но в итоге только осталась в выигрыше.Искренне любящий жену, Бондарчук разглядел в Ирине не просто красивую, а характерную актрису, и подарил роли, по которым Скобцеву запомнили зрители.
Эллен Безухова в «Войне и мире», Мария в «Ватерлоо», военврач в «Они сражались за Родину» — каждую из этих ролей Скобцева играла на пределе возможностей, потому что понимала: любая ее недоработка — и Бондарчука обвинят в том, что он снимает не талантливую актрису, а свою жену.Своих детей — Алену и Федора — они в шутку называли «детьми «Войны и мира». Дочь родилась во время подготовки к съемкам первой серии, Федор появился на свет в разгар работы над шестой. В будущем семья собиралась на съемочной площадке уже полным составом: в картине «Борис Годунов» сам режиссер играл Годунова, Ирина Скобцева — хозяйку корчмы, Федору досталась роль царевича, а Алене — царевны Ксении. «Отец был строг со мной. Он был и остаётся для меня фантастическим, незыблемым авторитетом. Это была ужасная ответственность. Когда я приходил со съёмок, из меня буквально пот выжимали. Мне очень сложно давалась роль», — вспоминал Федор, когда сам стал режиссером.
Уход и память
Последним проектом Сергея Бондарчука стала масштабная новая версия «Тихого Дона» — совместная работа СССР, Италии и Великобритании. В процессе съемок ему диагностировали рак легких, но от любых рекомендаций врачей он только отмахивался — некогда, надо снимать!Ирина повлиять на мужа не могла. В самом начале их отношений он поставил ей два условия: не мешать и не расставаться. И она выполняла их до самого конца.
Бондарчук скончался в 1994 году, так и не закончив свой последний фильм. Дело отца через много лет завершил сын, а Ирина Скобцева до сих пор считает свою жизнь полностью подчиненной делу мужа. Она бережно хранит его записи, участвует в вечерах памяти, а в 2017 году открыла мемориальный кабинет Сергея Бондарчука в «Главкино». Главная актриса великого режиссера остается верна ему и после смерти.
Свежие комментарии