У него не было голоса, но он стал «голосом советской эстрады». Он не был музыкантом, но считался создателем советского джаза.
Без голоса он смог стать голосом советской эстрады.
Одессит Лазарь Вейсбейн – младший из пяти детей в семье, любимчик Лёдя.
Его отец Осип Кельманович был маклером, а мать Малка Моисеевна – домохозяйкой.
У Лёди были брат Моисей, сёстры Хая, Песя и Полина, его близнец.
Моисей стал крупным инженером, а одна из сестёр – членом РСДРП ещё в 1904 году. Иногда по вечерам она проводила собрания партийной ячейки дома.
Существует потрясающая легенда, как однажды отец проходил по коридору и услышал из комнаты дочери: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! » Он постучал в дверь, вошёл и сказал: «Вы соединяйтесь, пожалуйста, только не в моей квартире».
Семью считали зажиточной. Когда у отца кто-то спросил: «Зачем вы учите Лёдю музыке, у него же нет слуха? », он ответил: «Зачем ему слух?! Он же будет петь! »
Лёдя Вайсбейн вылетел из коммерческого училища, причем это был единственный случай в истории училища.
Он успел поработать в бродячем цирке, поиграть в Большом и Малом Ришельевском театре, в Херсонском театре миниатюр и «Мозаике». До революции 1917 года он успел объездить весь юг России.
Лёдя выбрал фамилию Утёсов потому, что хотелось чего-то возвышенного.
В 1914 году 19-летний Лёдя женился на Елене Осиповне Гольдиной. Вскоре родилась его единственная дочь Эдит.
Ближе к 20-му году он перебирается в Москву, публика его обожала.
Пел народные, эстрадные и блатные песни. На его выступления любил ходить Котовский, затем подтянулась вся верхушка ЦК.
В Париже он посетил представление нью-йоркского коллектива Тэда Льюиса и увидел в артисте огромное с собою сходство. Тот тоже был комиком, декламатором и танцором – в общем, эстрадным профессионалом высокого класса, каким был и Утёсов в СССР. Утёсов решил, что хочет совместить джазовое шоу с традициями отечественного эстрадного театра и подать его в духе злободневной советской тематики. На таком замесе родился его оркестр, а заодно и музыкальный стиль – «теа-джаз», театрализованный джаз.
Вернувшись в СССР, Утесов стал искать свой путь и вышел на Дунаевского.
Утёсову пришлось напрячь весь свой организаторский и административный ресурс, чтобы соблазнить Дунаевского переездом из Ленинграда в Москву.
В 1932 году был запущен «Музыкальный магазин» – первая в СССР постановка в духе американских и европейских музыкальных ревю.
Через два года вышли «Весёлые ребята».
Дунаевскому удалось «оджазить» песни Утёсова и массовую советскую эстраду в целом. Этот синтез получил название «песенный джаз». Слава накрыла Утесова и Дунаевского на всю жизнь.
Утёсов выезжал с концертами на фронт во время войны.
Подарил два самолёта, построенные на деньги, заработанные на его концертах.
Утесов оказался единственным руководителем, из оркестра которого никто не отправился в лагеря в конце 30-х.
Опекал молодого Хазанова с его «волчьим билетом» за слишком острые шутки.
«Утёсовский джаз по отношению к настоящему джазу являлся тем же, чем является наша блатняга к французскому шансону, – говорил композитор Юрий Маркин, работавший в оркестре с 1973 по 1977 годы. – Мэтр был уверен, что джаз как таковой советским людям чужд и не нужен».
Леонид Утесов был очень влюбчивым. С первой женой Еленей Ленской был счастлив, но признавался,что водились за ним грешки.
В его жизни были две большие любви.
Первая - Елизавета Тимме, актриса, красавица.
И даже решилс уйти из семьи. Была зима. Жена Утесова Леночка заказала повозку с дровами и передала с возницей записку для Елизаветы. "Лиза, пожалуйста, побольше топи дров - Лене нельзя мерзнуть, он не должен простужаться. И, пожалуйста, не корми его котлетами - он не должен поправляться". Первым нашел эту записку сам Утесов, прочитал ее. И вернулся к жене.
Вторая большая любовь чуть не разрушила его брак с Леной. Казимира Невяровская – певица. Внешне она очень была похожа на Эдиту Пьеху, эффектная, яркая женщина.
Собрал Утесов вещи и с чемоданчиком вышел. На ступеньках стоит жена с их дочкой Диточкой за ручку. Сердце дрогнуло, и он вернулся в дом.
Были еще несколько не романов, а, как он выражался, "брошюрок". Например, с мамой Андрея Миронова. Дружба домами переросла в более сильное чувство, и так же быстро испарилось.
Собрал Утесов вещи и с чемоданчиком вышел. На ступеньках стоит жена с их дочкой Диточкой за ручку. Сердце дрогнуло, и он вернулся в дом.
В конце жизни он признается другу: "Понимаешь, при жизни жены Леночки были у меня романы. А после смерти Леночки я не мог изменить ее памяти".
Свежие комментарии