Актер скрывал свое чувство к чужой жене долгие годы. Он любил супругу своего учителя и режиссера Юрия Завадского. Но сначала отправился в ЗАГС с коллегой по театру. А в конце жизни увлекся… женой лучшего друга – бессменного ведущего «Радионяни» Николая Литвинова.
При этом ни у кого даже мысли не было упрекнуть его в непорядочности.
Ростислав Плятт до последних дней оставался скромным интеллигентом. Сколько добрых дел он сделал людям! Не умел отказывать. Помогал тихо, не требуя благодарности.
![d4efd7728f8e9b030c3dcc0c18f74964 (640x425, 83Kb)](https://r3.mt.ru/r1/photoAB5B/20325204946-0/jpg/bp.jpeg)
Ходят слухи, что актрисы Ирина Муравьева и Ия Саввина получили квартиры благодаря Ростиславу Яновичу.
Сергей Юрский как-то признался, что, если б не Плятт, его, как артиста, просто не было бы. Даром, что в БДТ Юрский уже был ведущим актером и даже дебютировал как режиссер. Но его дружба с переводчиком Эткиндом и поэтом Бродским, не прекратившаяся после их эмиграции, не давала покоя партийной верхушке города. Первый секретарь Ленинградского ОК КПСС Романов рвал и метал. Юрскому перестали давать роли в театре, не звали в кино. Чем закончилась бы травля еще молодого, но уже состоявшегося артиста, не известно. Поэтому Ростислав Плятт с Фаиной Раневской из Москвы бросились спасать коллегу. Даже хитроумный план разработали!
В одном доме с ними жил большой начальник, а его жена слыла страстной поклонницей Раневской.
Семью пригласили на спектакль «Дальше – тишина», в котором Фаина Георгиевна и Ростислав Янович играли престарелых супругов, потом позвали отметить встречу в квартире Плятта... И когда за ужином начальник наконец расслабился, актеры попросили его позвонить в Ленинград Романову, чтобы тот «отдал» Юрского – вроде без него театру Моссовета никак не обойтись. Острой на язык Раневской было велено на всякий случай помалкивать. Поэтому она только «поддакивала»: «Это такой талант! Та-кой!...» И операция по вызволению Юрского из Питера прошла успешно.
О себе Плятт говорил, что он – солдат, который не мечтает стать генералом.
Он отказывался ставить спектакли, преподавать студентам мастерство. Книгу воспоминаний – и то написал всего одну, закончив рукопись – как чувствовал – за несколько месяцев до ухода.
Мемуары получились очень скромными.
Даже единственный раз встречающееся слово «секс», по ощущениям, было вставлено редактором (книга вышла после смерти Плятта, в 1991-м). И касалось иностранки Софи Лорен: «Она – личность. И дело не в сексе – сильном ее качестве, а во всем, из чего составляется женщина: как смотрит, как движется, как причесана, в тембре голоса, наконец, какие у нее глаза...»Коллеги по цеху знали его шутки и "штучки!
Вставить в ход действия неожиданное словцо или просто показать палец – часто это было достаточно, чтобы коллеги во время спектакля начинали «умирать» со смеху.
Чего стоит знаменитый пастор Шлаг, впервые вставший на лыжи!
В год премьеры Плятту было уже 65. А в нем как будто заново родился актер – в дни показа в магазин не мог спокойно зайти: тут же обступали покупатели с вопросами. Он же – из скромности или собственной недооценки образа – в мемуарах посвятил фильму одно предложение: «Я с теплотой вспоминаю длительный период съемок «Семнадцати мгновений весны», где играл пастора Шлага, и вообще всю работу с Татьяной Михайловной Лиозновой в этом сериале».
Режиссеры не видели в актере героя-любовника.
Элегантный мужчина, настоящий джентльмен, книгочей, каких в актерской среде ничтожно мало… Не каждая женщина могла быть достойной его. Не с любой он пошел бы под венец. «Уходящая натура. Сейчас таких не «делают», - вспоминал о нем спустя годы коллега и друг Анатолий Адоскин.
Однако Ростислав Плятт женился дважды.
С Ниной он служил в одном театре. Она была старше, любила домашних животных, могла купить на последние деньги какую-то ерунду, потому что «захотела». И угрожала повеситься, если муж променяет ее на Верку…
Страсти страстями, но, когда Нины не стало, Плятт сильно затосковал, почувствовал себя одиноко. И стал присматриваться к… жене друга юности Николая Литвинова - Людмиле.
С Николаем дружба прекратилась, а с Людмилой бездетному 70-летнему актеру оказалось на редкость тепло.
На 20 лет моложе Плятта, она оставила работу диктора на радио, полностью посвятив себя дому и мужу.
Самой большой и главной любви всей его жизни – Веры Марецкой – на этом свете уже не было. По иронии судьбы, первая жена Плятта Нина Владимировна и Вера Петровна ушли в один год, с разницей в несколько месяцев.
Негромкий служебный роман Марецкой и Плятта длился много лет. В театре о нем, конечно, все знали. Но осуждать не смели.
Когда молодой Ростислав только пришел в студию Завадского, Вера была уже женой режиссера. А потом началась мыльная опера. Плятт женился на Нине. Завадский оставил Марецкую и их маленького сына ради Галины Улановой. Вера Петровна попыталась создать новую семью, родила дочь, но муж погиб во время войны…
Не один десяток лет Завадский, Марецкая и Плятт работали вместе. Но при том что главреж и Вера Петровна давно не были супругами, Плятт так и не решился сделать предложение любимой женщине – бывшей жене своего учителя. А когда после смерти Завадского осмелился, Вера Петровна ответила: «Поздно». После ухода Завадского она прожила чуть больше года.
Ростиславу Яновичу судьба уготовила еще 11 лет, второй брак. И новое счастье…
Свежие комментарии