Признанными на родине советскими актрисами восхищались и за рубежом. Они блистали на фестивалях в Каннах и Венеции, получали восторженные отзывы иностранных критиков и простых зрителей. Европейские и американские кинематографисты предлагали им роли и всемирную славу, но представители советской власти всячески препятствовали развитию западной карьеры талантливых русских актрис. Советский кинематограф вне конкуренции — считали они, здесь есть все возможности для творческой реализации, а русских актрис необходимо было «охранять» от тлетворного влияния Запада.
Алла Ларионова и ее успех на Венецианском кинофестивале
Аллу Ларионову называли самой красивой советской актрисой 1950-х годов. Мировую известность она получила благодаря фильму-сказке «Садко», в котором сыграла жену главного героя Любаву. В 1953 году кинокартина была представлена на Венецианском кинофестивале, где получила «Серебряного льва». Истинно русская красота 22-летней актрисы не осталась без внимания. После фестиваля в Венеции посыпались многочисленные предложения от голливудский режиссеров, продюсеров и агентов, которые предлагали Ларионовой контракты на съемки в зарубежном кино. Советские чиновники писали ответы вместо актрисы и сообщали, что на родине ее график расписан уже на 5 лет вперед, и на работу в Голливуде нет времени. От самой актрисы ничего не зависело, и выбирать ей не приходилось.
Настоящую славу Алле принесла главная роль в ленте «Анна на шее», ставшей лидером кинопроката в середине 50-х годов. После выхода на экраны картину посмотрели более 32 миллионов человек, а в 1957 году ее удостоили «Золотой оливковой ветвью» на фестивале в Италии.
В этот период Ларионова была частым гостем международных кинофестивалей, исколесила всю Южную Америку, получала многочисленные предложения от иностранных режиссеров. Сам Чарли Чаплин был готов без проб снимать Ларионову в главной роли своего кино, но даже он не смог приоткрыть для нее «железный занавес» и пробить костность советских чиновников. Представители власти от культуры снова отвечали, что съемки актрисы в СССР расписаны до 2000 года!
Алла Ларионова так и не стала звездой Голливуда, но была востребована в профессии и счастлива в личной жизни у себя на родине.
2. Всемирная слава Татьяны Самойловой
Кино Михаила Калатозова «Летят журавли» имело огромный успех не только в СССР, но и за рубежом, став единственным советским фильмом удостоенным «Золотой пальмовой ветви». Во Франции и по сей день, согласно опросам, эта лента входит в сотню лучших картин за всю историю кинематографа.
На Каннском фестивале 1958 года фильм в одиночку представляла исполнительница главной роли Татьяна Самойлова, которой на тот момент было чуть больше 20 лет. В Каннах юная актриса произвела настоящий фурор. Даже Пабло Пикассо не остался равнодушен к таланту и уникальной красоте девушки: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой».
После фестиваля в Госкино приходило огромное количество писем, где западные режиссеры буквально умоляли отпустить Самойлову на съемки в Голливуд. Одним из таких предложений была роль Анны Карениной в одноименном фильме с Жераром Филипом. Грандиозным успехом русской актрисы гордились соотечественники, но чиновников такой интерес к Самойловой не устраивал. Заведующий отделом внешних связей Госкино написал письмо голливудским продюсерам, в котором отмечал, что Татьяна даже не имеет оконченного актерского образования, поэтому вряд ли справиться с такой серьезной работой.
Содержание самого фильма власть тоже считала сомнительным. Главную героиню Веронику, изменившую парню-фронтовику, Хрущев сравнил с продажной женщиной.
После фильма «Летят журавли» Самойлова сыграла еще несколько ролей, а потом и вовсе пропала с экранов. В 1967 году она все-таки получила роль Карениной у режиссера Александра Зархи, после чего снова наступило забвение. В начале 90-х ее пригласили на 43-й Каннский фестиваль в качестве почетного гостя.
Нонна Терентьева — русская Мерилин Монро
Дочь театральной актрисы Нонна Терентьева попала в кино в юном возрасте. в 24 года она сыграла роль Екатерины Ивановны Туркиной в картине «В городе С.», снятой по рассказу Чехова «Ионыч». В 1967 году фильм был отправлен на Каннский фестиваль для внеконкурсного показа. В состав делегации для презентации кино вошла и юная Терентьева.
Изящно-утонченная внешность советской актрисы поразила зарубежных кинематографистов. Вчерашнюю выпускницу Щукинского училища называли русской Мерилин Монро и приглашали на все светские мероприятия фестиваля. Фотографии советской красавицы появлялись в популярных глянцевых журналах Европы, с ней хотели познакомиться знаменитые мировые режиссеры и актеры. Даже гениальная французская актриса Симона Синьоре сделала ей комплимент: «Если бы ваш фильм был в конкурсе, вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».
После фестиваля Терентьевой стали предлагать контракты в голливудском и европейском кино. Так же, как и в случае с Самойловой и Ларионовой, чиновники из Госкино отклоняли предложения, даже не спрашивая актрису, и объясняли это ее плотным графиком на родине.
На самом деле ни о какой высокой загруженности речи не шло. За 10 лет после успешного начала карьеры Нонна снялась всего в нескольких эпизодах. Единственной серьезной работой за это время была роль Зои в картине «Крах инженера Гарина». Эта работа вернула Терентьевой былую славу, но и на всю оставшуюся жизнь сделала ее заложницей одного амплуа — коварной и циничной авантюристки.
Период конца 80-х — начала 90-х выдался самым сложным для всех кинематографистов. Несмотря на безработицу и неустроенную личную жизнь, Нонна Терентьева никогда не унывала, не жаловалась и с радостью соглашалась на любые творческие предложения.
Почему не сложилась голливудская карьера Надежды Румянцевой
Фильм «девчата» стал лидером советского кинопроката в 1962 году. Картина получила многочисленные награды на фестивалях в Эдинбурге, Каннах и Мар-дель-Плата. Благодаря роли Тоси Кислицыной Надежда Румянцева стала по-настоящему народной и всеми любимой актрисой. Комичную внешность и блестящую игру актрисы оценили даже в Голливуде, где ее прозвали «Чаплиным в юбке» и «русской Джульеттой Мазина».
О Надежде Румянцевой неоднократно писали в западных газетах и звали в Голливуд, предлагая преимущественно комедийные роли. Но чиновники опасались, что всеобщая любимица Тося возьмет билет в один конец, и даже не сообщали ей о полученных предложениях. На все письма с просьбой отпустить актрису на съемки сотрудники Госкино давали стандартные комментарии — она загружена работой в СССР и не располагает свободным временем. Сама Румянцева узнала об этом только спустя несколько лет.
Свежие комментарии