На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШоубиZZZ - всё о звёздах

71 988 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Агеев
    Смени зеркалоРедчайшие свадебн...
  • галина еличева
    Старший сын мамина копия👍Как живут сейчас ...
  • Андрей Шубин
    это не шутка у него действительно огромная лысина... ну я это так не осуждаю.Певец Эмин Агалар...

Странность советского кинематографа, которую никто не замечает


Нет, в самом деле – это странно. Странно не то, что на это никто до сих пор не обратил внимания. Странно то, что это было. Официально было, целенаправленно и, не побоюсь этого слова – тотально. В том смысле, что этим отличалась не одна какая-то советская киностудия, а все киностудии Страны Советов. Включая, разумеется и т.н. национальный советский кинематограф. Ну вот судите сами.


Что за страна была такая – СССР? Это была страна, в которой власть захватили большевики-коммунисты. И установили свою тотальную диктатуру.

Но во имя чего? А вот этот момент почему-то всё больше забывается. А власть коммунисты захватили и устроили свою диктатуру (которую они несколько стыдливо называли «диктатурой пролетариата») во имя того, чтобы строить и таки построить коммунизм. Коммунизм – с точки зрения коммунистов – это будущее человечества.

Ладно, я сейчас не о том, что коммунисты всю дорогу утверждали, что коммунизм – это самое счастливое общество, но всюду, где они захватили власть – не только в нашей стране, кстати – они построили самое ужасное общество. Это сейчас, в рамках затронутой темы, не столь уж существенно. Хотя и не так уж малозначимо. Но я про другое. Я про советский кинематограф.

Так вот, что мы имеем с кинематографической точки зрения в контексте главной цели коммунистов? А мы видим, что со стороны кинематографа был какой-то явный саботаж. И это при том, что сам Владимир Ильич Ленин утверждал, что для них, для коммунистов, кино является важнейшим из искусств (а также вино и домино, как знаем уже мы и без подсказки).

Так вот, что такое будущее? Я имею в виду – что такое будущее с точки зрения кинематографа?

Кто сказал – «фантастика»? Молодец. Возьми с полки пирожок. Именно! Будущее с точки зрения кинематографа – это фантастика. Если вы захватили власть в отдельно стоящей стране и хотите строить счастливое будущее, постоянно рассказываете покорённому народу про это самое будущее, расстреливаете или бросаете в концлагеря всех, кто в это будущее не верит, а при этом ещё полностью контролируете всё кинопроизводство в стране, то как бы сама собой напрашивается мысль о том, что надо снимать как можно больше фантастических фильмов, в котором вы это самое счастливое будущее будете народу показывать.

Логично? Да не просто логично, а это фактически чуть ли не закон природы. Ещё никем не сформулированное четвёртое начало термодинамики: Хочешь строить будущее и хочешь убедить народ в том, что это будущее будет красивым и счастливым – снимай кучу фантастических фильмов, в котором ты это будущее будешь показывать. Так сказать – товар лицом. Не про старых пердунов из обкомов и мужественных пролетариев кино снимай, а про будущее – то есть фантастику. Ну то есть это и дураку ясно.

Я где-то читал, что в СССР доля фантастических фильмов от общего числа советской кинопродукции составляла жалкие 1,4 процента. Или типа того. Как считал автор этой статистики я не знаю. Но интуитивно я где-то солидаризируюсь с этими данными. Нет, ну может на самом деле было не 1,4 процента, а целых 1,9 процента. А то и полные два процента. Но явно не больше.

Нет, ну сколько вы так сходу вспомните советских фантастических фильмов? Да за всю историю советского послевоенного кинематографа хорошо если десяток наберётся. Нет, ну если ещё взять комедию типа «Эта весёлая планета», ладно, пусть будет одиннадцать.


Кадр из советской комедии «Эта весёлая планета» (1973 г., реж.Ю.Сааков).

Ну пусть ещё есть пара-тройка фантастических советских фильмов, которые когда-то были сняты, но были забыты. И всё.

И вот в этом огромная странность. Страна, которая строила коммунизм, то есть счастливое общество будущего, почти не снимала фильмов про будущее – то есть фантастических фильмов.

А те, что и снимали – там про какое будущее?

В 60-х, когда, можно сказать, появилась советская кинофантастика, ещё что-то такое про коммунистическое будущее появлялось.

Ну вот хотя бы та же «Туманность Андромеды». Интереснейший сюжет про то, как звездолётчики попали на железную планету и там нашли иноземный звездолёт, от которого пошла всякая гадость. Кстати, я искренне не исключаю, что сам Ридли Скотт видел этот фильм и в итоге родил своего потрясающего «Чужого».


На фото: рабочий момент съёмок фильма «Чужой» (1979 г., реж.Р.Скотт)

Нет, ну «Чужой» покрасочней «Андромеды» конечно. Но и в «Туманности Андромеды» настроение для своего времени нагнеталось неплохо. Так вот, сюжет про проблемы земного звездолёта постоянно перемежали какими-то кадрами про земную жизнь. А на земле – хотя в фильме это явно и не утверждается – установлено нечто вроде коммунизма.

Ну вот, например, кадр земного как бы коммунизма.


Кадр из фильма «Туманность Андромеды» (1967 г., реж.Е.Шерстобитов)

Эдакая визуальная пасхалочка на фильм «Неуловимые мстители». Как бы Данька и как бы Буба Касторский в как бы коммунистическом завтра. Ну хоть что-то. Странное будущее, но по крайней мере в картинках. Можно посмотреть и заценить.

А что ещё? Скажем если за основу советской фантастики взять фильм «Планета бурь» (1961 г.), то там как бы не совсем про коммунизм. Про будущее, да, но не про коммунизм.


Кадр из фильма «Планета бурь» (1961 г., реж.П.Клушанцев).

Фильм «Планета бурь», кстати, часто любят поминать иные граждане, который рассказывают, какие чудесные спецэффекты были в советской кинофантастике. Я сейчас не про спецэффекты. Но уже коли попалось на язык. Почему-то граждане не хотят ответить – если в 1961 году сделали такой замечательный для того времени фильм, то что мешало закрепить успех и к 1979 году утереть нос Ридли Скотту? И вообще, в курсе ли «знатоки», что Павел Клушанцев – который и снял «Планету бурь» – это режиссёр документальных научно-популярных фильмов. И это был его единственный художественный фантастический фильм? Ну ладно, это так, мимоходом. Сейчас я про другое.

Ну что там ещё на память приходит? Ну конечно уже в 70-е – «Отроки во вселенной» (и, естественно «Москва–Кассиопея»), «Большое космическое путешествие». Чего ещё-то? А, «Через тернии к звёздам». Естественно, «Приключения Электроника». Всё? Да похоже, что всё. И уже 80-е – несколько серийный «Гостья из будущего».

Это фильмы фантастические. Но, строго говоря, про некое как бы коммунистическое будущее из перечисленных говорится только в «Гостье из будущего». Там герой попадает как раз в будущее, которое хотя явно и не называется коммунистическим, но вроде как бы. Что, кстати, довольно странно – коммунизм детям решили показать в красках тогда, когда все на коммунизм уже клали с прибором. Включая и первых секретарей разных обкомов партии. Но как бы то ни было.

А «Отроки»–«Кассиопея»? А там действие начинается почти что в настоящем. Ну, типа, технически более продвинутом, но явно не коммунистическом. «Электроник» – это вообще конкретный СССР конца 70-х. Никакого коммунистического будущего даже близко нет. Всё очень конкретно «здесь и сейчас». Только с роботом.


Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1980 г., реж.К.Бромберг).

«Больше космическое» – такая же история. По сюжету вроде фантастика. Но не сильно фантастическая. В общем, тоже не очень далёкое будущее. Не коммунизм.

Может только «Через тернии к звёздам» начинается в обществе, которое при должной фантазии можно обозначить, как коммунистическое. Но вообще-то, оно не очень-то и показывается. Показывают в основном только дом на земле, а потом всю гоп-компанию отправляют к грязной планете.

Ну а что ещё? Какие ещё советские фантастические фильмы я не вспомнил? Так что, походе, цифра в 1,4 процента – якобы доля кинофантастики в общём объёме советского кинопроизводства – это наверное даже завышенная цифра.

Не любили коммунисты кинофантастику.

А всё почему? А всё потому, что они-то прекрасно понимали, что в советском фантастическом фильме надо показывать то самое счастливое коммунистическое общество будущего, которым они народу всю дорогу мозги компостировали. А показывать-то и нечего. Коммунисты сами не могли придумать, каким должно быть это самое общество.

Показывать то, как это общество будущего строится в настоящем – тут советский кинематограф ежегодно перевыполняло план по валу. Чему свидетельства – многочисленные и чаще всего унылые чуть более чем полностью советские фильмы на производственную тему. Вот этого добра на советских киностудиях было снято столько, что если бы всё плёнку вытянуть в одну линию, то наверное эта лента до Юпитера бы дотянулась.

А вот показывать то самое коммунистическое завтра – тут, извините. Не получалось у коммунистов. Да и не хотелось, откровенно говоря. Потому что одно дело врать народу, а совсем другое – показывать товар лицом. Пусть хотя бы даже в виде кино.

Вот поэтому советский кинематограф и производил так мало фантастических фильмов. Ибо – опасное это дело. Идеологически опасное.

Вот в чём заключалась странность советского кинематографа, с которой я начал этот пост. Хотя, на самом деле это была никакая не странность – а полная закономерность коммунистической теории и практики. Чего бы уж там ни фантазировал про кино В.И.Ленин.

Благодарю за внимание.


Савелий Крамаров в советской кинокомедии «Эта весёлая планета» (1973 г.)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх