Есть такие фильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти фильмы уже так давно разобраны по кирпичикам, каждую их деталь так давно изучили под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу фильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Началась эта детективная история так. Как-то попался мне на глаза вот этот кадр из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
«Э! – сказали мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стене в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева?» В самом деле – почему до сих пор не пытался выяснить, что там налепили художники-оформители? Ведь не может быть, чтобы это была какая-то совершенно несущественная деталь. Плакаты – это, явно, киноплакаты. Но каких фильмов? Гипотетически, поскольку жена Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверное это плакаты фильмов, в которых, теоретически, она играла. Ведь все стены завешаны её фотографиями. Значит и фильмы – тоже с её участием. Так что это за фильмы?
В общем, решил я поискать, «чьих» фильмов плакаты висят на стене в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.
После некоторых поисков обнаружил, что плакат №1 – это плакат советского военного детектива 1969 года «Пятеро с неба». Вот он полностью.
Причём, как видно, это плакат для проката за границей. Советский кинопрокат вообще для проката за рубежом делал афиши более симпатичными, чем для внутреннего употребления.
Как мне кажется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой-то смысл. И, как будет ясно из последующего, в ряде плакатов на этой стене Гайдай вложил скрытый смысл. Но для чего он повесил плакат фильма «Пятеро с неба» – я так и не понял. Может тут какие-то параллели между военными разведчиками, заброшенными в тыл к немцам и Буншей с Жоржем Милославским?
Более понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат фильма «Бей, барабан!» 1962 года.
Фильм повествует о послереволюционных разборках новой молодёжи с кулаками и прочими элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такого рода плакаты нужны были для того, чтобы всегда можно было предъявить советской цензуре идеологически выверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в фильме «Бей, барабан!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван Васильевиче» играет дьяка Посольского Приказа Феофана.
Вот два кадра из фильма «Бей, барабан!», с Демьяненко и Крамаровым.
В общем, этот плакат точно на своём месте. Что там далее? Плакат №2. Ещё один фильм на революционную тему «Первая девушка», снятый в 1968 году.
Вот тут снова – непонятно, что символизирует этот плакат? Может просто оформитель посчитал, что исполнительница главной роли этого фильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве жены Тимофеева? Других объяснений не нахожу.
Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь найти, что это за плакат, что это за фильм. Но – бинго! – всё же нашёл.
Это плакат советского фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И снова непонятки – зачем тут этот плакат? Видимо снова, женский профиль – на плакате это исполнительница главной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.
Ну вот, вроде бы всё тайны раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 частично закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает другой плакат. Ну что же, вздохнём, и будем продолжать начатое дело. Будет искать, что там за другой плакат.
Ну что же, промотав немного фильм туда-сюда, нахожу кадр с негодяем Якиным. На этом кадре отчётливо виден новый плакат – помечаю его номером 5.
Но рядом с ним открывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на котором этот плакат имеется, так сказать, в полный рост. Вот, пожалуйста, нашёл.
Этому новому плакату присваиваю номер 5. Что же, делать нечего, надо искать что это за фильмы.
Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского фильма 1969 года «Сюжет для небольшого рассказа».
И снова, видимо место ему на стене выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С другой стороны, в этом фильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, именно это обстоятельство привело этот плакат на стену квартиры Тимофеевых, в которой некоторое время был заточён Иван Грозный, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в фильме «Сюжет для небольшого рассказа».
Юрий Яковлев, конечно, а не Иван Грозный.
Ну а что же плакат №6? А это плакат фильма «Чудный характер», который был снят в 1970 году на киностудии «Мосфильм».
Связь плаката фильма «Чудный характер» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом фильме автором текста песен стал Леонид Дербенёв. Так что, место вполне заслуженное.
Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот посмотрите на этот кадр.
Заметили ранее не заметный плакат №7? Надо искать теперь и этот фильм. Как ни странно, я нашёл этот фильм. Это никак с комедийным жанром не связанный выдающийся фильм Григория Чухрая – «Баллада о солдате», вышедший в 1959 году.
Но тут снова экспортный вариант афиши фильма. В данном случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не очень понятно. Фильм уж очень драматический. Но могу предположить, что Гайдай и Чухрай дружили. Чухрай окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы должны были пересекаться и позднее сохранить приятельские отношения. Но это моё личное предположение, не более.
Ну что, вроде бы всю стенку разобрали? Аааа!
Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в советском гастрономе? И плакаты-то то не полностью, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – искать. Ладно, ищём. И, что характерно, находим.
Плакат №8 – это плакат фильма… «Сюжет для небольшого рассказа». Так что на этой стене два разных плаката одного фильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям задания наклеить как можно больше плакатов с женскими лицами – ведь у инженера Тимофеева жена актриса.
Ну хорошо, а плакат №9? Его и вовсе тяжело идентифицировать, потому что он вообще частично скрыт плафоном бра. Одна рука видна, причём какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….
Ба! Да ведь это же плакат предыдущего фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»!
Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на этой стене. Но что это, погодите… Камера сдвигается вправо… Нет, это невозможно. Отчётливо виден ещё один плакат – №10.
Гайдай издевается что ли? Или это издевается художник-постановщик фильма Евгений Куманьков? Ну ладно, сцепив зубы ищём ещё и этот фильм. Из последних сил находим.
Это детский приключенческий фильм «Без страха и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В фильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Грозном режиссёр Якин. В общем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?
Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать только один плакат, который обозначил номером 11.
Это плакат фильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горького. Единственную связь с какими-либо фильмами Гайдая я усмотрел в том, что в фильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).
А далее я иссяк. Как ни искал, так и не смог идентифицировать остальные плакаты в этом углу прихожей квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей узнает, что это за фильмы? Так пишите о этом в комментариях. Мы должны раскрыть последнюю тайну фильму «Иван Васильевич меняет профессию».
Свежие комментарии