Согласно мнению большинства кинокритиков, именно с фильма «Подкидыш» начинается история советского детского кино. Первые попытки сделать фильмы про юных граждан Страны Советов, где до оскомины положительные пионеры ловили нарушителей границы и предотвращали крушение поезда, давно и справедливо забыты.
Сегодня и не всякий кинокритик вспомнит эти ленты с показательными названиями «Счастливая смена» или «Настоящий товарищ».
И только вышедший в 1939 году «Подкидыш» сразу и безоговорочно стал уникальным явлением в нашем кинематографе и продолжает оставаться востребованным и сегодня, 80 лет спустя. Это действительно знаковая лента, и некоторые ее уникальные особенности мы и вспомним сегодня.
Факт первый:
«Подкидыша» придумали две известные женщины — соавторами сценария были начинающая поэтесса Агния Барто и популярная киноактриса Рина Зеленая, сыгравшая позже в фильме по своему сценарию незабываемую роль суетливой и бестолковой домработницы Ариши. В те времена актрисы умели не только давать интервью гламурным журналам и рекламировать косметику.
— Хорошенькое дело! Да если собака меня покусала, я бы ее сама на куски порвала бы!
Соавторши понятия не имели как продвигать сценарии, поэтому даже не заключили предварительный договор со студией. Однако, несмотря на это, сценарий «Подкидыша» был принят редакцией «Мосфильме» в первом же варианте без единой правки и отдан режиссеру Татьяне Лукашевич.
«Подкидыш» вообще на редкость феминистический фильм: из мужчин там заметны разве что Муля — Петр Репнин, сыгравший позже главврача психбольницы в «Кавказской пленнице», да Ростислав Плятт, для которого «Подкидыш» стал первым фильмом, где ему дали роль, а не эпизод.
А всё остальное — сплошь авторки, режиссерки и исполнителки главных ролей.
Татьяна Лукашевич снимает «Подкидыша»
Факт второй.
Столь единодушное одобрение сценария немудрено — множество фраз из фильма в итоге вошли в русский язык в качестве поговорок:— Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову — или ехать на дачу?
Хорошенькое дело! У нас так в 57 квартире — старушка попросила воды напиться. Потом хватились — пианины нету.
— Я выходная после выходного, и после выходного опять я буду выходная.
— Это у вас подводная лошадь?
— Таких не бывает!— Нет, бывает: вот подвода, а вот лошадь.
Факт третий:
Но самую знаменитую фразу из этого фильма придумали не сценаристки, а актриса Фаина Раневская, причем выдала ее экспромтом прямо на съемочной площадке. Речь, конечно, о реплике: «Муля, не нервируй меня!».
Придумала, похоже, себе на беду — эта фраза преследовала ее всю жизнь [здесь из цензурных соображений вырезана известная байка про пионеров, идущих сами знаете куда]. Даже Леонид Ильич Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, не удержался от «Мули». Актриса, не ожидавшая такой измены, вспыхнула и отчеканила: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!». Генсек, говорят, страшно смутился: «Извините, пожалуйста, я просто вас очень люблю».
Факт четвертый:
В фильме есть еще один знаменитый диалог:
— Я буду танкистом.
— Тебе нельзя, ты еще маленький.
— Тогда я буду милиционером.
— Нельзя, маленький потому что.
— А пограничной собакой я могу быть?
— Пограничной собакой — можешь.
Не все знают, что в роли будущей собаки Карацупы снялся будущий известный литературовед Лев Аннинский.
Факт пятый:
Опять-таки, не все знают, что в нашей с вами жизни фильма «Подкидыш» могло и не быть. Через полтора года после выхода фильма началась Великая Отечественная война, во время которой оригинал фильма был утерян. На наше счастье, после войны в архивах Госфильмофонда была найдена позитивная копия, по которой фильм и был восстановлен в 50-х годах.
Правда, при восстановлении из-за проходившей тогда в стране десталинизации из картины были вырезаны несколько эпизодов. В 1988 году фильм был отреставрирован, некоторые сцены переозвучили и окончательно убрали все намёки на Сталина (а в 2010-м еще и раскрасили).
Из-за борьбы со сталинизмом, в частности, пострадали футболисты и фанаты «Спартака». В фильме был эпизод, когда, собираясь ехать на дачу, Муля остается с девочкой один на платформе Белорусского вокзала и оказывается в толпе фанатов «Спартака», встречающих своих кумиров. В этом эпизоде сыграли тогдашний капитан «Спартака» Андрей Старостин и полузащитник Станислав Леута.
Однако эпизод вырезали. Почему? Ответ вот в этом кадре:
Футболистов забанили из-за прибытия поезда «Сталин» с маркировкой «ИС20», которая означала «Иосиф Сталин, 20 тонн на ось».
А жаль, что вырезали. Потому что Старостин, например, очень гордился своим участием в этом фильме и в своих воспоминаниях писал:
«Даже мои друзья и критики Юрий Карлович Олеша и Александр Александрович Фадеев не нашли оснований для осуждения моих киноталантов. Сужу об этом потому, что Саша Фадеев не кричал возмущённо в телефонную трубку, как это обычно бывало после проигрыша «Спартака»: «Совесть у вас есть, бесстыжие ваши ноги?!».
А поэт Константин Ваншенкин подростком смотрел фильм несчетное количество раз исключительно чтобы еще раз увидеть сцену со стоящими на подножке поезда Старостиным и Леутой: «Потом эти кадры выпали и затерялись. И до сих пор, когда она [картина] демонстрируется по телевидению, я смотрю во все глаза, боясь пропустить — вдруг они появятся?».
Свежие комментарии