Отец режиссера, Игорь Николаевич Племянников, был русским белоэмигрантом, уехавшим из России во Францию в начале 1920-х гг. Он служил французским дипломатом, и свое детство Вадим (по другим данным – Владимир) Племянников провел в Турции и Египте, где работал отец. После его смерти они с матерью вернулись во Францию. В их доме говорили на нескольких языках – мать Вадима была француженкой.
Родителям своей первой жены Брижит Бардо Племянников рассказал семейную легенду, согласно которой основателем их рода был племянник Чингисхана: «По-русски фамилия Племянников происходит от степени родства – сын брата. Подойдя в своем рассказе к происхождению фамилии, я предложил семейству Бардо отправиться в очень далекие времена, в ХIII век, во времена владычества Чингисхана. На своем смертном одре Чингисхан поделил империю между сыновьями. Младший получил часть Польши и Украины. После его смерти наследником стал не сын, а племянник. Фамилия Племянников так и осталась за нашим родом, даже после того, как он прекратил царствовать».
В юности Племянников решил пойти по стопам матери и стать актером. В 16 лет он взял псевдоним – Роже Вадим, и под этим именем дебютировал на театральной сцене. Позже он понял, что его призвание – не актерская деятельность, а режиссура. Свою карьеру он начинал в качестве ассистента кинорежиссера Марка Аллегре. Однажды на пробах Роже Вадим увидел 15-летнюю Брижит Бардо, в которой он разглядел большой актерский потенциал. В 1952 г., когда Роже Вадиму было 24, а Брижит Бардо – 18, они поженились.
Позже оба они называли это время самым счастливым периодом в своей жизни. Дебютная режиссерская работа Роже Вадима – «И Бог создал женщину» – принесла ему мировую популярность, стала классикой французского кинематографа, а Брижит Бардо возвела в ранг суперзвезды. Критики называли его Пигмалионом и, по аналогии с названием фильма, писали: «Роже создал Брижит». А он на это отвечал: «Я был всего лишь шлифовщиком, который обработал и подарил миру настоящий алмаз».
Однако первый успех в профессии разрушил их семейную жизнь – на съемках фильма Брижит Бардо познакомилась с актером Жан-Луи Трентиньяном, влюбилась в него и ушла от мужа. А Роже Вадим вскоре женился во второй раз – на датской актрисе Аннет Стройберг, сыгравшей в его фильмах «Опасные связи» и «Умереть от наслаждения». Этот брак тоже не был долговечным – спустя 2 года супруги расстались. Их дочь Натали после развода осталась с отцом.
Следующей музой и гражданской супругой режиссера стала 19-летняя Катрин Денев, родившая ему сына Кристиана Вадима. История снова повторялась – на момент их знакомства она была никому не известной начинающей актрисой, а Роже Вадим превратил ее в кинодиву. Французы поражались тому, с какой легкостью мужчина с невзрачной внешностью покоряет первых красавиц страны. Катрин Денев на вопрос о том, что привлекает в нем женщин, отвечала так: «Прежде всего исключительный шарм Вадима, который так неотразимо действует на женщин. Мне даже трудно объяснить, в чем он состоит: манера говорить, улыбка, голос... Я также бы отметила такое его качество как щедрость. Она проявляется не только в постоянном стремлении помочь друзьям и близким в решении финансовых проблем, но и в его душевной широте, доброте. Наконец, это настоящий рыцарь, один из самых верных и преданных мужчин, которых я когда-либо знала… Это был удар молнии. Вадим научил меня быть женщиной, личностью и жить в счастье».
Сам о себе Роже Вадим говорил так: «Я отвожу себе скромную роль гранильщика бриллиантов. Думаю, что делал это удачно. Судите сами: для образа Марианны – символа Франции, бюсты которой украшают все мэрии страны, французы выбрали за послевоенную историю двух моих женщин – вначале Бардо, а потом – Денев… Уроки драматического искусства бесполезны. Актеров должны учить не методы и приемы, а инстинкт. И начинать надо с самого юного возраста. Но для этого им нужно посвящать все свое время. Так что лучше быть еще и влюбленным. Я хотел бы находиться 24 часа в сутки с девушкой, которую я выбрал, чтобы ее сформировать. Когда проводишь вместе ночь и утро и продолжаешь беседу за завтраком».
Он был женат еще трижды. Его избранницами стали американская актриса Джейн Фонда, наследница богатого рода крупных промышленников Катрин Шнайдер и театральная актриса Мари-Кристин Барро. У режиссера было четверо детей от разных браков. При этом со всеми женами ему удавалось сохранять хорошие отношения и после развода. Когда ему задавали вопросы о секретах покорения женщин, Роже Вадим отвечал: «Должен вас разочаровать, нет у меня никаких ни формул, ни рецептов. Я, видимо, наделен какой-то внутренней антенной, позволяющей улавливать желания слабого пола. В противоположность донжуану, который подчиняет их своей воле, превращает в рабынь, я стремлюсь понять женскую душу, все, что ее волнует и беспокоит. И мне обычно отвечают взаимностью».
Роже Вадим дважды бывал в России – во времена хрущевской оттепели и в середине 1990-х гг. Он всегда помнил о своих русских корнях и считал себя французом лишь наполовину. Он признавался: «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз. Но в отношении к жизни в отличие от французов-прагматиков я, видимо, скорее русский».
Широтой души и щедростью натуры, о которых говорила Катрин Денев, он, очевидно, тоже был обязан своим русским корням. Об этом говорили и его родственники. Так, его сестра Элен Племянникова в одном из интервью сказала: «В нас много всего намешано – мы и дерзкие, и нежные, и романтичные в одно и то же время. От смеха к слезам мы как истинные русские можем переходить почти мгновенно… Он любил красоту. И был соблазнителем по своей природе. Женщины не могли перед ним устоять. То, что называется у нас русским шармом, без сомнения, присутствовало в его характере и сказывалось на успехе у женщин».
Свежие комментарии