В XIX веке мода на женские наряды стремительно менялась. Поначалу это были платья в стиле ампир, потом громоздкие кринолины, затем дамы носили шикарные платья с турнюром. Пожалуй, главным законодателем мод второй половины XIX столетия можно назвать Чарльза Фредерика Ворта. Несколько десятилетий кутюрье удивлял женщин и девушек своими новинками. Не последнюю роль в популяризации новаторских платьев сыграла его супруга и муза Мари Верне. Именно она, порой сквозь слезы и уговоры, соглашалась демонстрировать все эксперименты мужа на публике.
Чарльза Фредерика Ворта (Charles Frederick Worth) часто называют законодателем мод. Он приехал во Францию из Англии в 1840-х годах. В Париже он устроился в магазин торговца тканями Maison Gagelin. Там же работала его будущая жена Мари Верне. Девушка примеряла шляпки и шали, демонстрируя их потенциальным клиенткам.
Когда Чарльз Ворт стал младшим партнером в магазине, он предложил владельцу совместно открыть ателье и шить платья. Гажелен отказался от партнерства, боясь прогореть в этом деле. Модельер не отчаялся и, пошив наряд, предложил Мари Верне надеть его и в таком виде поработать в магазине. Результат не заставил себя долго ждать: клиентки тут же проявили интерес к красивому платью и пожелали иметь такое же. В 1858 году начинание Ворта профинансировал богатый швед Отто Боберг, и модельер дал волю своей фантазии, не задумываясь о том, где находить деньги на ткани.
Одну из важных ролей в популяризации идей Чарльза Ворта сыграла Мари Верне, которой модельер предложил руку и сердце. По сути, она стала первой манекенщицей. Раньше дамам не принято было демонстрировать наряды модельеров на людях. Этим занимались мужчины-актеры. Их одевали в костюмы и оправляли в места большого скопления людей в надежде, что одежда заинтересует потенциальных клиентов. Новинки, предназначенные для женщин, можно было увидеть в ателье или в магазинах на куклах-манекенах. Если же одежду клиентам демонстрировала девушка, то ее называли «мадемуазель при магазине».
Модельер, влюбленный в Мари, специально для нее придумывал наряды, в которых она прогуливалась с ним по городу. Оригинальные платья тут же привлекали к себе внимание прохожих, и у Ворта гарантировано появлялись заказы. Сама Мари часто стеснялась экспериментов, но после долгих уговоров мужа, супруга соглашалась. Так Чарльз Ворт ввел в моду шляпки, которые обнажали затылок и шею. Когда Мари появилась в таком головном уборе на скачках, многие дамы зафыркали от негодования. На счастье, шляпка понравилась светской львице Паулине де Меттерних, поэтому уже через неделю она и ее окружение носили головные уборы, заказанные в мастерской Ворта.
Не без помощи своей супруги Чарльз Ворт ввел в моду кринолиновые платья. Мари буквально рыдала, отказываясь отправляться на бал в пышном наряде и с прической, украшенной живыми цветами. Но, поддавшись аргументам мужа, она снова блистала в обществе, обеспечивая модельера новыми клиентками. Чарльз Ворт шил наряды для девяти королев, в том числе у него заказывали платья и знаменитые куртизанки, известные как дамы полусвета.
Модельер обладал неиссякаемой фантазией. Когда кринолин стал выходить из моды, взамен Ворт предложил дамам платье с турнюром. Считается, что на эту мысль его натолкнула домработница, которая мыла полы, стянув платье спереди и заткнув его складки за поясницей. Турнюр имел невероятный успех и оставался популярным около 10 лет.
Чарльз Ворт диктовал моду не только на платья и аксессуары, но и на прически. Как-то раз Мари снова довелось стать «жертвой» его экспериментов. Применив все свое красноречие, модельер убедил жену остричь волосы покороче и уложить их, а челку завить в мелкие кудри. И снова все бросились копировать прическу законодательницы мод. Французская императрица Евгения поначалу боялась расставаться со своими длинными волосами и носила накладную челку, но вскоре и эта консервативная дама, подчиняясь моде, остригла волосы и изменила свой стиль.
Свежие комментарии