Кадр из фильма *Звезда пленительного счастья*, 1975
После «Белого солнца пустыни» от режиссера Владимира Мотыля никто не ожидал выпуска исторического фильма о женах декабристов, тем более удивительным показался его выбор актеров на главные роли – никому на тот момент не известного Игоря Костолевского и молодой польской актрисы Эвы Шикульской. За кадром осталось много романтических тайн, и для режиссера, и для актеров этот фильм стал знаковым: для Мотыля он был своеобразным продолжением истории его семьи, для Костолевского – успешным стартом кинокарьеры и пророчеством в личной жизни, для Шикульской – началом романа с Россией…
Для режиссера Владимира Мотыля этот фильм стал своеобразной параллелью с историей его семьи. Его отца, польского политэмигранта, арестовали, когда ему было 3 года. И мать вместе с сыном отправилась в Медвежьегорск, который был пересылочным пунктом для заключенных, чтобы хоть на минуту увидеть там мужа. Эти события стали прообразом несостоявшейся встречи Полины Гебль (в замужестве Прасковьи Анненковой) с ее супругом, Иваном Анненковым, перед его отправкой на каторгу. Отец режиссера погиб на каторге, а его мать сослали на Северный Урал, где Владимир и увлекся кино – единственным развлечением там были передвижные кинотеатры.
До этого фильма у 27-летнего Игоря Костолевского не было заметных ролей в кино, и выбор Мотыля не одобряло руководство киностудии. Молодой актер и сам не верил в то, что справится с этой ролью: «Там был выписан некий Анненков, здоровый малый, который носил ботфорты, кавалергардский костюм, ездил на лошади, говорил по-французски. Короче, он делал всё то, чего я делать не умел». Костолевский даже подумывал о том, чтобы отказаться от роли.
Хорошо играл Костолевский только на репетициях, а во время съемок он терялся и не справлялся с задачами. К тому же он совсем не умел держаться в седле, и режиссер на 2 месяца отправил его в конноспортивную школу. Результат поразил всех. «И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. И вдруг!.. Все буквально онемели… Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле! Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что ему аплодировали даже вчерашние недруги! А киноначальство? Сделало вид, что никакого запрета на съемки Костолевского и не было!..», – рассказывал Мотыль.
Эва Шикульска в роли Полины Гебль
С выбором актрисы на роль француженки Полины Гебль режиссер долго не мог определиться. Он искал девушку с европейским типом лица. Поначалу Мотыль предложил эту роль французским актрисам Анни Дюпре и Доминик Санда, но они были заняты на съемках и не могли прилететь на пробы в Россию, а режиссера не выпускали в Париж. Тогда он решил, что с ролью француженки вполне может справиться актриса из Восточной Европы. Полячка Эва Шикульска показалась ему идеальной кандидатурой.
Эва Шикульска в роли Полины Гебль
Шикульска восприняла это как авантюру: «Я была молодой весёлой девчонкой. И вдруг попала в другую страну, где должна была играть роль на французском языке, которого я совсем не знала, – рассказывала она. – Благодаря участию в этом фильме я познакомилась с Россией. Съёмки шли долго, и мне удалось вдоль и поперёк объездить Санкт-Петербург, который тогда назывался Ленинградом, а потом ещё и Сибирь… Специально для меня пригласили прекрасную учительницу, свободно говорящую по-французски. Но этот язык, увы, не стал моим. Зато по-русски я не только говорила свободно, но даже думать на нем начала. Это помогало понять своих партнеров и героинь русских фильмов».
Эва Шикульска в роли Полины Гебль
Красивая и трагическая история любви декабриста Анненкова и Полины Гебль стала одной из центральных сюжетных линий фильма. Актеры не могли не поддаться влиянию той романтической атмосферы, которая царила на съемочной площадке. Позже Игорь Костолевский говорил, что ему казалось, будто он был влюблен в Эву Шикульску еще до того, как ее встретил. Актер был покорен бесстрашием, рискованностью и самоотверженностью польской актрисы, которая соглашалась на все, даже самые безумные сцены, которые ей предлагал режиссер. Она не испугалась ни холода, ни ледяного дождя, ни шквального ветра.
Говорят, на съемках между Костолевским и Шикульской летали искры. Сами они молчали о своих чувствах, и даже спустя время их ответы на вопросы об отношениях были уклончивыми. Польская актриса говорила: «Мотыль сказал, что у меня будет очень хороший партнёр. Он был прав. Мы не играли, мы просто вошли в это, как в пух…Этот фильм мне дорог – думаю, что Игорюшке он тоже сделал много добра. Такое бывает только раз!». А на вопрос о том, была ли она влюблена в своего партнера, польская актриса отвечает: «Секрет». Костолевский спустя годы признавался: «Чувство огромной симпатии и душевного расположения к ней останется навсегда». Говорят, Шикульска даже из-за Костолевского рассталась со своим первым мужем. Сама она не комментировала причин, по после ее возвращения из России супруги развелись.
После невероятного успеха «Звезды пленительного счастья» Эву Шикульску начали приглашать и другие советские режиссеры, она подружилась со многими русскими актерами. Актриса снялась в фильмах «Объяснение в любви» и «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». На кинофестивале, где Шикульска представляла фильм «Звезда пленительного счастья», она познакомилась с русским режиссером Ильей Авербахом, и у них случился роман. Он был женат, несколько лет они встречались тайно, Шикульска металась между Польшей и Россией. Однако режиссер так и не решился оставить ради нее жену, и они расстались. В 1985 г. актриса вышла замуж за польского инженера.
Но и сегодня Шикульска говорит: «Роль Полины Гебль для меня – дар судьбы. У меня с этим фильмом связаны лучшие воспоминания жизни… В России я встречала мудрых, фантастически талантливых людей… Я работала на «Ленфильме» с лучшими актерами и никогда не чувствовала себя в России туристкой и иностранкой».
А для Игоря Костолевского этот фильм стал путевкой в большое кино – после этого он снялся в большом количестве работ и стал настоящей звездой. Кроме того, «Звезда пленительного счастья» стала для него пророческой – в личной жизни он во многом повторил судьбу своего героя. Настоящая любовь пришла к нему в зрелом возрасте, когда он встретил… француженку! Актриса Консуэло де Авиланд всю жизнь любила русскую литературу и долго не выходила замуж – говорила, что могла бы стать женой разве что русского декабриста. Когда Костолевский это услышал, он сказал: «Вы нашли своего декабриста!» В феврале 2001 г. они обвенчались, для чего Консуэло, как и Полина Гебль, приняла православие и сменила имя, став Евдокией. С тех пор они не расстаются. «Судя по тому, что я в результате женился на француженке – наверное, да, история повторяется», – говорит актер.
Свежие комментарии