На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШоубиZZZ - всё о звёздах

71 920 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Мясников
    с таким папо да не танцевать. я тоже бы танцевал. удя мешают.Профессиональный ...
  • Алексей Праведнов
    На какую половину - на полную! 👎👎👎👎👎Блеск и нищета со...
  • Евгений Балакин
    почему нет песен в эфире  интернете о Майе Кристалинской  почему  в советское время   сказали что вы не имете музыкал...Майя Кристалинска...

Обидно – в морду! Кайдановского погубили спонтанность и отсутствие тормозов

Обидно – в морду! Кайдановского погубили спонтанность и отсутствие тормозов

«Вижу: дверь в квартиру нараспашку, везде пустые бутылки, на диване грязные простыни, на стене пятна крови… Оказалось, это Валя Малявина резала себе руку и забрызгала кровью стену. Проверяла Сашу на любовь..» — рассказала первая жена Кайдановского.

Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год.
Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год.
© / Кадр из фильма
 

Читал, как Бог

— С Сашей мы познакомились осенью 1962 г. в драматической студии ростовского Дворца культуры строителей. Готовили спектакль «Девушка с веснушками». Типичная советская патриотическая пьеса — про сложные семейные отношения и мещанство, про завод и новостройки. У нас не было исполнителя на роль Мишки Гусева, и руководитель нашей студии Михаил Ленский пригласил 15-летнего мальчика, но уже студента второго курса Ростовского училища искусств Сашу Кайдановского. Он и сыграл главного героя — Мишку, который в конце спектакля женился на героине. Её играла я…

Как показала жизнь, все Сашины бурные романы проходили по одному сценарию — он влюблялся в своих партнёрш. Сначала это была я, потом Валя Малявина, затем Женя Симонова...

Александр Кайдановский с родителями - Леонидом Львовичем и Верой Александровной.
Александр Кайдановский с родителями – Леонидом Львовичем и Верой Александровной. Фото: 

Я очень хорошо запомнила его — очень худенький, скромно одетый, с коротко подстриженными светлыми волосами, бледным, с веснушками лицом, светло-серыми глазами. И очень-очень красивым, необычным тембром голоса.

Начиная с первой репетиции мы практически не расставались — он, моя подруга Женька и я. Вместе встречали Новый год, отмечали дни рождения, просто гуляли.

Сашины родители к тому времени разошлись, и Саша остался жить с папой в коммуналке.

Мне тогда казалось, что Саша к девушкам равнодушен. Его увлекала только поэзия. Карманы его брюк всегда оттопыривались какими-нибудь томиками любимых поэтов. Он был книгочеем невероятным — его знали во всех книжных магазинах Ростова. Потом он увлёкся игрой на американском банджо, мог играть часами, затем выучил несколько гитарных аккордов и пел песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора… А как Саша читал стихи! Запирался у себя в комнате и часами работал над голосом, записывал на магнитофон, а когда я приходила, давал мне послушать результат. Он читал, как бог.

Александр Кайдановский
«Выходя замуж за Сашу, я и представить не могла, что меня ожидает». Фото: 

Знаете, какой Саша был тогда? Очень общительный, щедрый на всё то, что знал, умел, чем владел. Мог отдать последнюю рубашку первому встречному. И, кстати, отдавал. Необычайно непосредственный, бескорыстный, бескомпромисс­ный, очень честный.

…Идея пожениться была Сашина. Я оказалась к этому совершенно не готова, считала, что мы слишком молоды. А он вдруг захотел, чтобы у нас были дети, чтобы мы жили вместе. Где и как (а жить было негде!), его совершенно не волновало. Он был абсолютно безбытный человек. Примерно в это время я, закончив техникум, поехала по направлению в Волгодонск. Год мы не виделись, а когда вернулась (мне уже исполнилось 19), я поняла, что созрела. Наши родители устроили нам свадьбу. У Саши появился первый в его жизни костюм. Помню, он вообще не хотел его надевать, так как церемонии в ЗАГСе нам казались чересчур комичными и напыщенными. Мы туда пошли ради родителей.

Счастье в коммуналке

Мы поженились в марте 1966 г., и вскоре Саша уехал в Москву — он учился на первом курсе Щукинского училища. Он писал длинные письма о своей столичной жизни, из которых я выяснила, что у него на первом месте друзья, на втором — жена, на третьем — всё остальное. Осенью я переехала жить к нему. Устроилась на работу в детский сад воспитательницей. Саша учился и постоянно участ­вовал в кинопробах.

Жили мы в сырой полуподвальной коммуналке, бывшей дворницкой — с холодной водой, без отопления, с плесенью в углах. Это был старый, ветхий дом под снос, зато в самом центре — рядом с Театром им. Вахтангова, где он параллельно с учёбой работал. Но как мы были счастливы в этой коммуналке! Обвалившийся кафель на кухне я заклеивала репродукциями Ван Гога, шторки повесила. Валя Малявина (потом она станет знаменитейшей актрисой) приходила и нахваливала: «Как тут у тебя уютно!» Мы дружили с крысами, которые довольно часто появлялись откуда-то из-под пола — белые лабораторные альбиносы с красными глазками. Одно время с нами жила белка, потом — скворец и сурок. Ещё Саша безумно любил кошек. Кстати, первый инфаркт у него случился, когда пропал его любимец кот…

Другое дело, что уже через год, как Саша уехал из Ростова, он стал как-то меняться. Здесь ему хотелось семьи, тепла, он мечтал о детях. А в Москве я поняла, что изменилось его отношение в первую очередь к семье. Он никогда и не был классическим семьянином — домоседом, любителем почитать газеты, постоять у плиты. Сашу никогда не волновал вопрос, есть ли деньги в семье. Если они у него появлялись, почти все тратил на книги и пластинки. Но при этом у нас двери практически не закрывались и всегда было полно потрясающе интересных людей — скульпторов, художников, музыкантов, артистов. Гоняли чаи, пили вино, ночи напролёт вели захватывающие разговоры-споры о поэзии, театре, музыке, литературе.

Тогда Саша был известным только узкому кругу, он искал себя. «Быть самим собой!» — было для него главным. Со временем начались его опозда­ния в театр (играть роли «кушать подано» ему было не очень интересно), пропуски репетиций. Например, мог проспать, потому что всю ночь читал. Но были причины и посерьёзнее. Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, пред­угадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или… заснуть.

 

В таком состоянии Саша всё чаще стал ввязываться в драки. Поводом для этого мог быть, например, разговор о поэзии. Один раз его из драки вытащили и с трудом принесли домой — он хотел кому-то набить морду, как он считал, по делу. Всему виной вот эта его проклятая спонтанность, которую он в себе культивировал… «Хочется ударить — ударь! Обидно тебе — дай по морде!» Это в конечном итоге его и погубило…Как-то на нас напали хулиганы недалеко от Рижского вокзала в Москве. Кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. У этих парней были ножи. Я запомнила, что Саша сцепился с человеком, который размахивал ножом. Слава богу, быстро приехала милиция. После этой драки у него появился шрам на подбородке.

От тюрьмы спас Ульянов

За эти два года Саша пропустил несколько спектаклей. Ему сказали: «Ищи себе другой театр» — и уволили. Не знаю, с какой формулировкой, но было очевидно: за пьянство и прогулы. Он ведь трижды за это время привлекался к суду по пьяному делу. Причём третий суд мог закончиться тюрьмой.

Александр Кайдановский и Юрий Яковлев в фильме «Драма на охоте», 1970 год
Александр Кайдановский и Юрий Яковлев в фильме «Драма на охоте», 1970 год 

1970 год. После премьеры телефильма «Драма на охоте» (с Сашей в одной из главных ролей) актёры Владимир Самойлов, Юра Яковлев и Саша решили это событие отпраздновать… Когда я пришла домой, только следы гулянки на столе увидела. Поскольку Саша знал, что вот-вот я должна приехать, они решили продолжить в другом месте. Поехали на Речной вокзал в ночной ресторан. Судя по всему, выпили они тогда много. В какой-то момент ему надо было выйти по нужде. Он пошёл, заблудился, попал в какую-то кочегарку. А там мужик… Уж не знаю, что между ними произошло, но на суде сказали: он ударил этого кочегара, а тот оказался ветераном войны. По тем временам за такое могли посадить на полную катушку. Но на заседание приехал Михаил Ульянов, произнёс пламенную речь: мол, так бывает — человек может один раз осту­питься, и вся жизнь насмарку, и Кайдановский сейчас на этой грани: жизнь или смерть… Так художественно сказал, что даже судья растрогался. Благодаря Ульянову и тому, что я была на седьмом месяце беременно­сти, Саше дали два года условно.

Единственный человек, на которого всё это не произвело абсолютно никакого впечатления, был сам Саша. Он уезжал на съёмки, говорил, что завтра должен вернуться, а его нет день, два… Потом звонок из какого-нибудь отделения милиции. Потому что, как только садился в поезд, начинал выпивать, и обычно это заканчивалось дракой. Не раз бывало, что поезд останавливали где-нибудь на станции Бологое, вызывали милицию, его волокли, держали в кутузке… Как-то я разыскивала его целую неделю.

Александр Кайдановский с дочкой Дашей.
Александр Кайдановский с дочкой Дашей. Фото: 

В том же году у нас родилась дочь Дарья. Саша радовался Дашеньке безумно… Но семейные заботы не вписывались в его жизненный сценарий. Началась эпоха кино: вскоре появились новые фильмы с его участием. Картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» принесла Саше известность. Его стали узнавать на улице.

Однажды Саша пришёл домой с актрисой, своей коллегой по съёмкам. Это была Валя Малявина. Она в наш дом вошла как друг семьи. Помню, она сидела на диване, а рядом на подушке лежала крошечная Даша — ей было всего три месяца. «Какая ты счастливая! Какая у тебя дочка красивая!» Вся благоухает — духи французские, пудра… Осыпала меня комплиментами. «Чем помочь? Сходить за молоком?» А закончилось тем, что однажды мы легли спать — и вдруг звонок в дверь. Саша говорит: «Это Валентина. Не будем открывать». Она звонила, долго стучала в дверь, а потом просто открыла шпингалет форточки и влезла в окно. Глубокой ночью, к женатому человеку… А ей плевать! Она из тех, кто не только в окно, но и в душу через ноздрю может залезть сороконожкой… После недолгого разговора с Сашей она собралась уходить. Саша пошёл её провожать и… вернулся под утро в невменяемом состоянии, неся на вытянутой руке оторванный рукав собственного пиджака.

Валентина Малявина.
Валентина Малявина. 

В другой раз прилетаю с Дашенькой из Ростова, меня встречают Сашины друзья И­осик и Витя Проскурин. «А где Саша?» Что-то они промямлили: якобы он занят на съёмках. Подходим к нашей квартире, видим: дверь нараспашку, везде пустые бутылки, на диване грязные простыни, а на стене пятна крови… Потом выяснилось, что это Валя резала себе руку и забрызгала кровью стену. У неё же была такая привычка — испытывать своего возлюбленного в экстремальных ситуациях. Так она добивалась мужчин. «Любишь меня? А что ты ради этого сделаешь?» Проверка верности, любви… «Можешь руку разрезать пополам? А я могу!» Р-раз — и резала себе руку около запястья. Все в шоке, а она смеётся. «Прыгнешь с пятого этажа? А я прыгну!» Провокаторша! И с Сашей они сблизились после этого пореза. Конечно, очень красивая и очень-очень странная она женщина! Загадочная, роковая…

Саша был человек увлекающийся, у него стали появляться другие пассии. Сначала их было немного, и Саша мне о них рассказывал — он был человек очень открытый. Но однажды сказал мне: «Я так больше не могу. Нам нужно пожить врозь». И уехал к друзьям в Чертаново. Дома появлялся очень редко. Мы уже были на грани развода, я понимала, что назад дороги нет. Но разошлись не сразу. Встречались, жили вместе, расставались… Это длилось несколько лет. А потом он поехал на съёмки картины «Пропавшая экспедиция», где его парт­нёршей была Женя Симонова.

Евгения Симонова и Александр Кайдановский в фильме «Пропавшая экспедиция», 1975 год
Евгения Симонова и Александр Кайдановский в фильме «Пропавшая экспедиция», 1975 год 

…Я очень тяжело переживала расставание. Мы развелись в 1975-м, а через год я окончила университет и вернулась в Ростов. Саша приезжал примерно раз в год. С Дашей он общался больше, в основном по телефону. Дочь ездила к нему в Москву на зимние каникулы, гостила в его новой семье. Она, кстати, очень похожа на Зою, дочь Кайдановского и Симоновой.

Последний раз мы с Сашей встретились в 1992 году. Случайно, мимоходом. Саша торопился, мы с ним даже не поговорили. В декабре 1995-го нам позвонили и сказали, что его больше нет. Третий инфаркт…Из его личных вещей в нашей семье хранится только несколько писем и фотографий. Ещё пепельница ручной работы из его дома. Пропала большая коробка почти со всеми нашими фотографиями. Исчез наш свадебный фильм, который Саша сам снимал на узкую киноплёнку. Зато осталась сама память о нём. Как читал стихи, как творил по ночам, сидя за столом…

 

 

Источник

 
наверх