Хочется посмотреть на Новый год что-нибудь праздничное и атмосферное, но судьбу Жени Лукашина и Кевина МакКалистера вы уже знаете наизусть? А как насчет новогодних и рождественских хитов из других стран? Неожиданные версии «Золушки» из СССР и Чехии, итальянские «Елки», японский «Голубойогонек» и даже злое сатирическое шоу из Исландии.
Новогодние каникулы будут длинными: можно несколько десятков раз посмотреть и «Иронию судьбы», и «Один дома», и даже «Голубой огонек». Но можно занять себя и более интересными вещами: например, узнать побольше о телевизионных предпочтениях зрителей в других странах. Как под Новый год развлекается 95% исландцев? А что привыкли смотреть американцы, подарившие миру «Один дома» и десятки других праздничных фильмов? Где в ходу добрые комедии, а где — злободневные шоу? И смотрят ли русские фильмы где-нибудь, кроме России?
Япония, «Музыкальный баттл: Красные против белых»
В Японии, как и в России, Новый год принято встречать с музыкой, но если «Голубой огонек» — это просто концерт с участием уже далеко не самых модных и значимых певцов, то «Красные против белых» — важнейшее музыкальное событие года в Японии. Все местные музыканты и их коллеги из соседних стран мечтают об участии в этом шоу, но строгий отбор проходят только те группы, которые произвели настоящий фурор в уходящем году. Отобранных участников делят на две команды: «красные» — женщины и «белые» — мужчины. В течение 4-х часов группы соревнуются в музыкальном мастерстве, яркости шоу, красочности костюмов и артистизме, после чего звездное жюри и зрители с помощью сложной системы голосования выбирают победителей. Как правило, участниками становятся японские группы, но иногда приезжают и иностранные гости: Синди Лопер, Пол Саймон и даже Александр Градский в разные годы участвовали в «Красных против белых». Сейчас в Японии популярен K-pop, поэтому многие участники представляют именно это направление. Программа появилась в 1951 году, в 60-х ее рейтинг переваливал за 80%, а сейчас едва набирает и 30%, но при этом «Красные против белых» остается главным новогодним и музыкальным событием Японии.
Германия, «Ужин на одного»
В Германии (а также с некоторых пор в Австрии, Скандинавии и Прибалтике) неотъемлемой частью новогоднего ужина стал черно-белый 18-минутный скетч 1963 года выпуска. Сценка «Ужин на одного» (или «90-ый день рождения») показывает один вечер из жизни богатой 90-летней дамы и ее дворецкого. Каждый год на свой день рождения она устраивает званый ужин для близких, но вот беда — друзья старой леди давно умерли, поэтому все роли на празднике вынужден исполнять настолько же старый дворецкий: он и прислуживает за столом, и произносит тосты, и выпивает за всех четырех гостей, постепенно пьянея — на этом и строится весь комический эффект. Это очень простая и милая сценка с повторяющимися диалогами и действиями отлично подходит для начала праздника, поэтому немцы и их соседи не изменяют «Ужину на одного» уже несколько десятилетий. Удивительно, но чуть ли не единственная страна Западной Европы, где об этой комедии мало кто слышал, остается родина скетча — Великобритания. Даже в Германии сценку смотрят на английском языке с небольшим вступлением на немецком.
Великобритания, «Реальная любовь»
Сами британцы на Рождество и Новый год предпочитают смотреть новую классику. Фильм «Реальная любовь» вышел в 2003 году. Он состоит из девяти, на первый взгляд, никак не связанных между собой новелл, действие которых начинается незадолго до Рождества. По мере развития событий истории переплетаются между собой и сходятся в одной финальной точке. Потом и сценарный ход с переплетающимися новеллами, и сами истории позаимствовали другие новогодние фильмы («Елки», например), но успеха оригинала уже не добились. Блестящий актерский состав (Алан Рикман, Эмма Томпсон, Хью Грант, Кира Найтли, Колин Ферт — всех звезд и не перечислишь), простые, но крепкие сценарии с щепоткой грусти и рождественского волшебства сотворили ту неповторимую атмосферу, которая отличает «Реальную любовь» от других праздничных фильмов и всех последователей. В историях много юмора, но при этом их невозможно смотреть без слез, они взрослые и раскрепощенные, но без пошлости, трогательные, но не слезливые, с волшебством, но абсолютно реальными развязками. Именно поэтому фильм любят не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Италия, «Рождественская комедия»
Раньше, чем в России и Великобритании, праздничные многосерийные альманахи появились в Италии — здесь на зимних праздниках вот уже 30 лет смотрят фильмы из серии «Рождественская комедия» (причем почти в каждый Новый год выходит новый фильм). Все эпизоды серии состоят из нескольких новелл, которые, как правило, связаны местом действия (элитный отель, американский городок, дом главных героев, Нил, Индия и так далее). Обязательными атрибутами каждого фильма являются тандем актеров Массимо Болди и Кристиана де Сика, абсурдные ситуации и гротескные итальянские ссоры. Сами зрители отмечают, что ничего особенно замечательного в этих альманахах нет, но каждый год под них традиционно готовят праздничный ужин.
США, «Эта прекрасная жизнь»
В фильме «Один дома» герои попадают в Париж на Рождество. Не обнаружив там по телевизору фильм «Эта прекрасная жизнь», они восклицают: «Значит, мы точно не в Америке!». Несмотря на огромное количество действительно отличных праздничных фильмов (из которых можно без труда составить и топ-30, и топ-50), новогодних шоу и специальных выпусков популярных программ, самым важным и традиционным остается фильм «Эта прекрасная жизнь» режиссера Фрэнка Капры, снятый еще в 1946 году. Главный герой Джордж Бейли решает покончить с собой в канун Рождества. Он упустил все шансы на лучшую жизнь, едва содержит свою семью и даже не может уехать из своего маленького бесперспективного городка, чтобы снова попытать удачу. На мосту его останавливает ангел-хранитель, который показывает, что все беды Джорджа исходят из его доброты, без которой жизнь его семьи и родного городка стала бы совсем беспросветной. Америка, поставляющая новогодние фильмы на экраны всего мира, остается верной своей черно-белой классике.
Исландия, «Новогодняя комедия»
Традиционная исландская новогодняя передача тоже может похвастаться длинной историей — первый выпуск «Новогодней комедии» (Áramótaskaupið) состоялся в 1966 году, но традиционной праздничной программой ее назвать сложновато. Это не милый скетч с шутками в духе немого кино, не трогательная рождественская история и даже не абсурдная комедия, а довольно жесткая передача, в которой в сатирическом ключе обсуждаются главные события и люди года: невысмеянным не уйдет никто. Шоу начинается сразу после вечерней мессы в Кафедральном соборе Рейкьявика и заканчивается под бой курантов. Программа пользуется бешеной популярностью у местных жителей — каждый год ее смотрят более 90% всех жителей страны. Самые острые шутки и фразочки они уносят собой в новый год.
Южная Корея «Пара» и «Мы поженились»
Во многих странах мира Новый год принято встречать в кругу семьи, а вот корейцы предпочитают праздновать его с возлюбленными, поэтому местное новогоднее телевидение настроено на навязчиво романтический лад. Из корейских передач-знакомств, транслируемых на зимних каникулах, можно было бы сделать отдельный канал. В Новый год здесь женятся все: звезды экрана и знаменитости, которые вообще не имеют никакого отношения к шоу-бизнесу, просто успешные люди и ребята, у которых в реальной жизни не было никаких шансов. Специальный праздничный выпуск программы «Пара» в этом году будет посвящен 30-летним зрителям, которые мечтают наконец найти свою половинку, а популярнейшая передача «Мы поженились» в честь Нового года вместо звезд пригласит обычных людей. Им предстоит притвориться женатыми парами и выполнить ряд соответствующих заданий.
Чехия, «Морозко»
В Чехии еще в советские времена маркером Нового года стала странноватая сказка «Морозко». Главная героиня Настенька, как Золушка, страдает от ужасного нрава мачехи и некрасивой сестры. Под Новый год она встречает симпатичного, но самодовольного Ивана, который ищет себе жену. Добротой и заботой ей нужно победить скверный характер молодого человека и корыстные планы мачехи, которая хочет выдать за Ивана родную дочь. Вроде бы все составляющие рождественской истории налицо: исправляющийся во имя любви герой, сказочные персонажи, мороз и волшебство, но за пределами стран бывшего социалистического лагеря сказку не понимают. Судя по отзывам на IMDB, художественное решение советских режиссеров вызывает у западных зрителей, как минимум, вопросы, а как максимум — шок на грани нервного срыва. Популярность сказки именно в Чехии тоже объяснить сложно, но здесь даже продается новогодний костюм Настеньки, состоящий из косы, сарафана, косынки и того самого грима, доводящего до слез несчастных западных зрителей. У чехов есть своя, куда менее странная киноверсия «Золушки», но она почему-то пользуется особенной популярностью не здесь, а в следующей по списку стране.
Норвегия, «Три орешка для Золушки»
«Три орешка для Золушки» отличается от оригинальной версии сказки тем, что вместо феи-крестной здесь действуют три волшебных орешка. Этот фильм точно не вызовет у смотрящих эстетического шока, наоборот, здесь все очень красиво, весело и канонично: Принц — молодой, смазливый повеса, и не думающий о браке, Золушка — бойкая и озорная красавица, и даже злая сестра вызывает некоторую жалость и симпатию. «Три орешка для Золушки» уже почти полвека смотрят в Норвегии, Германии и родной Чехии, но если в Чехии она уступает в популярности советскому «Морозко», то в Норвегии пальму первенства у сказки не может отобрать даже скетч «Ужин на одного». У себя на родине именно картина «Три орешка для Золушки» признана лучшим сказочным фильмом XX века.
Мексика, «Спокойной ночи, Новый год»
В Мексике любят смотреть «Один дома», как в США, России, Португалии, Японии и еще сотне-другой странах мира. Но и у мексиканцев есть свой особенный новогодний фильм, о котором остальной мир почти ничего не знает — это комедия 1964 года «Спокойной ночи, Новый год». В 60-ые годы закончился золотой век мексиканского кино — местные киноделы не смогли конкурировать с американскими технологиями и европейскими «новыми волнами». Значимые фильмы, собиравшие награды международных фестивалей, ушли в прошлое, а музыкальные водевили о роковых женщинах и не менее роковых страстях остались. «Спокойной ночи, Новый год» — один из таких водевилей, действие которого строится вокруг измен главной героини. О фильме за пределами Мексики почти никто не слышал, хотя в нем играла легенда мексиканского кино Сильвия Пиналь, снимавшаяся у великого Бунюэля. Зато на родине он стал непременным атрибутом новогоднего вечера.
Свежие комментарии