Русский режиссер Александр Роу создал популярнейшие, любимые по сей день фильмы-сказки – «Морозко», «Конек-Горбунок», «Василиса Прекрасная» и многие другие.
Но не каждый знает, что отцом знаменитого сказочника был ирландец, уроженец Вексфорда Артур Роу. На Изумрудном острове у русского режиссера немало родственников.
Ирландец Дэвид Роу (David Rowe) – бухгалтер на пенсии. Он высокий, худой и выглядит гораздо моложе своих 90 лет. Он совсем не похож на своего двоюродного брата – русского режиссера Александра Артуровича Роу, киногения, лауреата международных наград, импульсивного, творческого человека. Дэвид Роу никогда не общался с ним, но всегда мечтал познакомиться со своим знаменитым кузеном. «Когда я был молод, мы знали о нем только по слухам, но его таинственная, экзотическая фигура всегда сохраняла незримое присутствие, – говорит ирландец. – Он был, наверное, самой интересной личностью из всего нашего клана».
Его первый контакт с русским режиссером произошел через газету «Известия» в 60-х годах прошлого века. В то время скончался отец Дэвида Чарльз Артур Роу, владелец мукомольного завода в Вексфорде. Незадолго до смерти Чарльз Артур продал завод концерну Odlums, и его семья решила разделить выручку – 5000 фунтов – поровну между всеми родственниками покойного.
«Мы знали, что сын моего дяди Артура, Александр, жил в России, – вспоминает Дэвид. – Поэтому поместили объявление в «Известия», по правде говоря, не ожидая, что кто-то откликнется. Но Александр ответил, и мы послали ему 300 фунтов. После этого он нам не писал. Мы тоже не стали идти на контакт – думали, что напоминание о его связях с Ирландией может навредить ему в коммунистической России…»
СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ
Как же получилось, что русский режиссер Александр Роу родился в семье ирландца? История начинается в 1904 году, когда ирландец Артур Роу, происходивший из семьи мукомолов в Вексфорде, приехал в Россию по работе. Он был сотрудником британской компании Henry Simon, которая производила мукомольное оборудование. В России Артур познакомился с Юлией – гречанкой из Одессы (возможно, в ней также была доля цыганской крови), они поженились и родили сына – Александра Роу.
Ирландец работал на большом мукомольном заводе в городе Юрьевец Ивановской области. В 1909 году он привез свою жену и маленького Сашу погостить в Вексфорд. Когда Саша стал знаменитым режиссером, он объездил весь свет, но на родину своего отца-ирландца так и не вернулся… Вряд ли у него остались хорошие воспоминания об отце. В России Артур Роу стал алкоголиком, что, возможно, привело к разрыву его отношений с женой. Достоверно известно, что после Октябрьской революции 1917 года ирландец оставил семью – перебрался в Англию, а в 1924 году вернулся в Вексфорд. «Мне было тогда около 4 лет, – вспоминает Дэвид Роу. – Помню, что от дяди Артура дурно пахло – наверное, спиртным. Моему отцу приходилось оплачивать его счета в пабах». В конце концов, Артур Роу эмигрировал в Канаду, где и помер.
ОТ БЕДНОСТИ К СЛАВЕ
Между тем, в бедной России «соломенной вдове» ирландца и ее малолетнему сыну жилось тяжело. Чтобы поддержать мать, будущий режиссер торговал спичками, расческами и прочими мелочами. По совету матери Саша поступил в техникум. Но молодого человека влекло к искусству, и он перевелся в киношколу, после чего началась его карьера в кино.
Роу посвятил всю свою жизнь детским фильмам-сказкам, в создании которых проявлял большое воображение и изобретательность. Он был первым режиссером, кто объединил «живые» съемки с мультипликацией и другими эффектами. Александр Роу создал 16 фильмов, многие из которых удостоились престижных наград. «Морозко» принес ему Гран-при Венецианского кинофестиваля. На вершине славы Александр много путешествовал по Европе, Азии и Африке, но в Ирландию так и не приехал, к большому сожалению его местных родственников.
БУДДА В КРАСНОМ ХАЛАТЕ
Следующий контакт Дэвида Роу с русским режиссером произошел в начале 70-х годов, когда двоюродная сестра его жены – Элинор
Уилтшир – побывала в Москве. Элинор работала в британском отделении «Интуриста», много слышала об Александре Роу от Дэвида и решила нанести визит знаменитому сказочнику. Режиссер жил в квартире, расположенной рядом с киностудией имени Горького, где он снимал свои фильмы. «Он открыл ей дверь, одетый в красный халат – милый, похожий на Будду, лысый и добродушный, – рассказывает Дэвид Роу. – Стены его квартиры были покрыты игрушками. Он подарил ей три деревянные игрушки для наших детей. По словам Элинор, он был жизнерадостным, щедрым человеком, который обожал вкусную еду, и с которым было очень весело».
Но Дэвид опять побоялся, что звонки из Ирландии могут испортить карьеру его двоюродного брата, и не стал выходить с ним на связь. В 1973 году Александр Роу умер. Он так и не познакомился со своим кузеном-ирландцем.
«МОРОЗКО» ЕДЕТ В ИРЛАНДИЮ
Дэвид Роу продолжает разыскивать информацию о русском режиссере и его родственниках. В 2005 году сюжет о нем вышел в передаче «Жди Меня». После этого Дэвид узнал, что в России у Александра Роу остался лишь один потомок – Алексей Рыбников, физик по образованию, живет в Санкт-Петербурге.
В прошлом году Дэвид Роу впервые побывал в России. «Нам оказали чрезвычайно теплый и гостеприимный прием, – рассказывает он. – Показали «Мосфильм», Бабушкинское кладбище, где находится могила Александра… а в Юрьевце ради нас устроили гражданский прием».
В Ирландии фильмы Александра Роу практически неизвестны, и Дэвид хочет, чтобы его соотечественники узнали о замечательном русском режиссере, который к тому же был наполовину ирландцем. В октябре 2011 года Дэвид организовал в родном городе фестиваль фильмов своего российского родственника.
Всего Роу снял 14 волшебных фильмов-сказок. Давайте вспомним лучшие из них — может быть вам захочется пересмотреть их с детьми или внуками.
1. «По щучьему веленью», 1938 год
При создании своей первой картины Александр Роу не обошелся без волшебства. Именно он решил произвести своего рода революцию в кино и снять сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. В этой сказке в роли царя Гороха дебютировал Георгий Милляр — «заслуженная Баба-Яга Советского Союза».
2. «Василиса Прекрасная», 1939 год
Вторая и очень успешная сказка Роу. Валентина Сорогожская в ней сыграла Василису, крестьянскую дочь. Сергей Столяров — Ивана, младшего сына. А Георгий Милляр — гусляра, отца, и первую свою Бабу-Ягу.
3. «Кащей Бессмертный», 1945 год
Премьера «Кащея Бессметного» состоялась 9 мая 1945 года, в барнаульском кинотеатре «Родина». Когда фильм вышел в широкий прокат, он, конечно был воспринят как метафора завершившейся войны. Фильм снимался в сложных условиях военного времени, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. В нём есть кадры, где горит пшеничное поле. Организовать поджог его — в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, Александр Роу специально писал в Совнарком. Кащея Бессмертного сыграл Георгий Милляр. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что, по воспоминаниям самого Милляра, на съемочной площадке Кащея испугалась даже его лошадь.
4. «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 год
После «Кащея Бессмертного» Роу долго не снимал сказки — от него требовали более серьёзных работ: документальных фильмов и экранизаций классики, а не детских сказок. Но в 1958 году появилась необычная версия сказок Шарля Перро «Кот в сапогах » и Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам».
5. «Марья-искусница», 1960 год
В послевоенное время Роу запретили снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию Евгения Шварца. Однако Роу не отчаивался и в 1960 году все-таки снял фильм «Марья-искусница», тоже по сценарию Шварца. В нем и нашлось место злобному царю Водокруту Тринадцатому, который похитил Марью-искусницу. В этой сказке Георгий Милляр играет Квака.
6. «Королевство кривых зеркал», 1963 год
Эту сказку, Роу снял по одноимённой повести Виталия Губарева. Милая, хотя и местами слишком назидательная, советская версия зазеркалья, не имеющая, конечно, никакого отношения к сказкам Кэррола.
7. «Морозко», 1964 год
Поистине легендарный фильм — пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу, и не только в СССР и России. Многие зарубежные кинорежиссеры, включая знаменитого Стивена Спилберга, признавались, что «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
Фильм открыл для советского кинематографа актрис Инну Чурикову и Наталью Седых. Последнюю Роу увидел в балетной школе. После нескольких ролей в кино Седых снова вернулась в балет, а Чурикова стала одной из ведущих актрис советского, а затем и российского кино.
8. «Огонь, вода и… медные трубы», 1968 год
После «Морозко» Александр Роу продолжил сотрудничество со знаменитыми драматургами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Результатом работы этого уникального трио стала киносказка «Огонь, вода и… медные трубы», которая вышла на экраны в конце декабря 1968 года. Фильм, правда, не понравился чиновникам — сатира Роу показалась им слишком острой. Критики укоряли режиссера в излишнем гротеске и множестве современных сцен, не свойственных старым народным сказкам. Но именно поэтому фильм выглядит таким современным и до сих пор смотрится «на ура».
9. «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
Предпоследний фильм легендарного Александра Роу, самый популярный, после фильма «Морозко» и самая любимая сказка многих школьников 70-х — 80-х, включая автора этих строк. Волшебная история с недетским юмором и высоким воспитательным КПД, как, впрочем, и все сказки Роу.
Свежие комментарии