Прокатное кино – не искусство и не потеха, а зеркало производящей его нации. Большинство современных российских фильмов о советском прошлом настолько далеки от реальности, будто их снимали американцы или инопланетяне. И советский кинематограф сегодня исполняет функцию наскальной живописи: доказать, что древние люди были, а современники произошли именно от них.
Поэтому нам инужно знать его и понимать. Киновед Денис Горелов в рамках проекта КультБригада рассказывает о наиболее интересных тенденциях мирового и российского кинематографа. Такой дерзости и задора я уже давно не видел. Решил ее законспектировать и отметить основные тезисы.
1. Уже 4 года, как произошла в России консервативная революция. Гнилые либералы в ужасе забились под ковер. Почвенники (в том числе, и Денис Горелов) ликуют и веселятся, посмеиваясь над дурачками. Железной границей этой перемены стал мятеж на Украине.
2. “После этого стало ясно, что добра нам не хотят и никогда не хотели”.
3. Однако! Учитывая наши несметные ресурсы, мы можем закрыться от всего мира как в крепости, курить бамбук и развивать богатую, самобытную культуру.
4. Уже на важно, что там “Белый мир” прокукарекал. АЗИЯ! Вот – сердце мира. Будем дружить с китайцами и малайцами. Западу покажем кукиш. Европа захвачена мигрантами. Америку захватили реперы, которые уничтожили великолепный джаз, блюз 30-х годов. Налицо культурный декаданс.
5. Американский коммерческий кинематограф перешел на производство кино для людей только, что выпущенных из детского сада.
6. Оскаровский же арт-хаус – это сплошь кино про страдания негров в штате Алабама. Это никому не интересно, кто не негр, и кто, никогда не был в Алабаме. Популярность Оскара падает с каждым годом. Академия решила сделать квоты для женщин, нацменьшинств и молодежи. Женщины в американском кино вообще не играли никакой роли за исключением артистического цеха. Это окончательно Оскар и добьет.
7. А Российское кино на подъеме! Русские фильмы начали вытеснять американское кино даже в таком “отсталом сегменте как кинотеатральный прокат”. Если 10-15 лет назад из 10 самых кассовых фильмов в России все 10 были только американские, то уже 3 года подряд 2-3 российских фильма входит в ТОП-10. “Движение вверх” вообще занял 1 место в 2018 году!
8. На телевидении в сериалах отечественный продукт полностью вытеснил всю иноземщину.
9. Настоящая история советского кино ЕЩЕ не написана. Советские киноведы перекрасились в 1991 году и стали все как один антикоммунистами. Ничего кроме Тарковского, Германа, Муратовой, Панфилова, Климова и Иоселиани они не знают. Это все кино для “друзей Кролика”. Оно не имело никакого серьезного проката и резонанса в обществе. Самый главный фильм отечественного кино в глазах либеральной кинокритики “Андрей Рублев” посмотрели в 1969 году всего лишь 3 миллиона человек
10. Я (Денис Горелов) больше всего интересуюсь не самим высказыванием, а реакцией на него людей. (Я (Евгений Васильев) считаю, что кино — это то, что рождается каждый раз при просмотре в голове зрителя. Нет, заведомо хороших и плохих фильмов. Согласно Reception Theory, восприятие фильма всегда меняется в зависимости от пола, возраста, этических норм, поколения, образования, психологии, характера, жизненного опыта и условий просмотра. И то, что Гоша из фильма “Москва слезам не верит” был в 1981 году – героем, а в 2019 стал пыльным мудаком – вполне естественно. Никто не знает, как он будет восприниматься в Бразилии в 2242 году, и что будет думать средний индонезийский интеллектуал о фильме “Сталкер” в 2082 году).
11. В качестве примера значимого советского фильма Горелов приводит комедию Данелия “Афоня”, которая загадочным образом собрала 65 миллионов зрителей. Это самый кассовый фильм Данелия (Помню смотрел его в кинотеатре “Зарядье” в гостинице “Россия” в 1975 году с родителями. Там еще подавали в буфетах на этажах ЧЕРНУЮ осетровую икру на бутербродах! При в общем-то бедном ассортименте). Объяснение такому ажиотажу, по Горелову, такое: в 1946 году в деревне проживало 2/3 населения СССР, а в 1975 году 1/3, то есть за 30 лет 33% населения страны переехало из деревни в город. Посему “Афоня” был так близок, так понятен этим 80 миллионам “понаехавших”.
12. Для киноведения в первую очередь представляют интерес не столько кассовые, сколько резонансные фильмы, которые повиляли на портрет нации. Вот взять хотя бы “Трембиту” с 50 миллионами зрителей в 1969 году, а не “Андрея Рублева”, который провалился в прокате с 3 миллионами тогда же. Да что там “Андрей Рублев”, “Трембита” прибила в 2 пинка даже американского “Инопланетянина”, который оставался самым кассовым фильмом на протяжении 11 лет в США и который посмотрело всего 26 миллионов американцев. В СССР же было около 400 фильмов, которые посмотрели 26 и более миллионов человек.
13. Но это не важно, на кинопрокате во всем мире можно поставить уже крест. В кино ходят в среднем 21-летние инфантилы, которые по развитию напоминают 8-летних октябрят. Они ничего не знают, и знать не хотят. (Тут Горелов приводит в пример своего 20-летнего сына, и я с ним солидарен. Я тоже в пример могу привести своих старших детей примерно этого возраста).
14. Эпицентр искусства кино перешел в телесериалы и у нас, и во всем мире. Начиная с начала 21 века телезритель (так считает Денис Горелов!) стал умнее кинозрителя. За последние же 2-3 года произошел неимоверный скачок качестве российских телесериалов. Лучшие сценаристы, режиссеры, актеры – все ушли в телесериалы.
15. Но это еще не поняла профессиональная кинокритика, которая почти не занимается телесериалами. У нас нет по-сути телекритики (если не брать Ирину Петровскую). Тут Горелов еще долго пыхтел, экал, бекал, но какой-то ученый муж призвал его вернуться к теме лекции и объяснить, отчего СССР был такой “кино-центричной” страной, что у нас 26 миллионов зрителей для фильма была смешной цифрой, а для американцев – рекордом.
16. Денис заявил, что у советского кино было “5 ноу-хау” (я согласен с этими ноу-хау, но не согласен совершенно с Гореловским объяснение советской киномании. В конце я расскажу, отчего так было).
17. Горелов просто называет 5 жанров, которые были у нас лучше развиты, чем, где бы то ни было в мире. Итак, в СССР лучше делали:
18. Военное кино. Современный успех фильмов “Сталинград”, “Т-34”, “Танки” – говорит, что нам нужно и дальше штамповать кино про войну.
19. Кино про разведчиков. Этот жанр нужно восстанавливать, тем более, накопился материал, Скрипалей вот отравили (тут Денис захохотал инфернальным смехом) и уже можно по горячим следам внимать кино про Солсберецкую братву.
20. Кино о деревне. К сожалению, эта тема обмелела. Деревня как феномен должна исчезнуть. В 20 веке агротехнологии позволили минимальному количеству людей производить неимоверную кучу еды, так, что в 21 веке все переедут в город.
21. Школьное кино в СССР было шикарно, а Гай-Германика пока не тянет. Тут Денис похвастался, что учился в одной школе с “Гостей из будущего”, Алисой Селезневой.
22. Женское кино. Из-за того, что в СССР в Гражданскую Войну, в ГУЛАГе, в Великой Отечественной войне, а потом от пьянства, поножовижины и любви к риску погибли десятки миллионов мужчин, тема женской маяты нашла благодарного зрителя женского пола.
23. Сделаю отступление. Это уже мое мнение. Конечно, главной причиной того, что народ валил в кино миллиардами было то, что СССР окружала вокруг колючая проволока, а досуг был крайне беден. В СССР было только кино, футбол и книги. А в Европах люди уже катались по всему миру, ходили в китайские и японские рестораны, курили марихуану, у них уже было по 20 каналов на телевизоре, рок-клубы, сейшены, куча политических партий и движений, куча оккультных сект, от Кастанеды до неоплатоников, безумное разнообразие литературы, и так далее. Стоило открыть СССР для влияний внешнего мира как кино сразу потеряло миллионы. Это произошло не только у нас, но и во всем мире. Люди теперь гораздо дальше и больше путешествуют, пишут блоги, играют в компьютерные игры, форсируют автомобили, ходят в экзотические рестораны, играют в пейнтбол и эльфов, разводят, питбулей и рицезнутцеров, делают икебану, смотрят матчи “Челси” с “Манчестер-Сити”, бои без правил и керлинг, строят джакузи и сауны, ныряют под водой и прыгают на тарзанке, ездят на маунтибайке и скутере. Жизнь усложнилась. Энтропия, специализация, фрагментации культуры и досуга увеличивается, и каждая отдельное явление культуры теряет свой прежний вес. Вот кинотеатрам и пришлось потесниться. Кроме того, уже в рамках самого кинематографа, кинотеатры были вытеснены телевизором, видео и интернетом).
Так, что трактовка Гореловым силы советского кино силой его отдельных направлений – бьет мимо цели.
24. Слушатели лекции не удовлетворились 5 под-жанрами и стали спрашивать о иных жанрах, а Горелов объяснял, отчего иные жанры не были столь значимы, или не имеют большого будущего в российском кино.
25. Детективы – очень просто. В детективе – главное тайна - “кто же убийца”. В эпоху интернета, то, что “убийца - садовник” знают уже через 2 часа после первого пресс-показа даже самые отсталые слои населения в Папуа-Новой Гвинеи. Забавно, что до 1957 года в СССР почти не было детективов в жанре милиция-против уголовников.
26. Кинокомедии – это сугубо местечковой жанр. Иностранцы в принципе не понимаю большинство комедий из других стран (за редким исключением). Вся Америка падала от Боба Хоупа, а Горелов говорит, смотрел, смотрел, ничего не понял, где смеяться. С другой стороны, как объяснить иностранцу, что такое “Руссо-туристо облико морале” или “Будете у нас на Колыме – заходите”.
27. Фантастика. Здесь, Горелов заявил, что столпы советской кинофантастики никакой не “Солярис”, а “Отроки во вселенной” и “Москва-Кассиопея”.
Свежие комментарии