На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШоубиZZZ - всё о звёздах

71 994 подписчика

Свежие комментарии

Обсуждение нового фильма "Тихий дон" - не понятно, зачем он снимался...

На канале "Россия 1" стартовал сериал Сергея Урсуляка "Тихий Дон" "по мотивам одноименного романа Михаила Шолохова". Показали сразу три серии подряд.

Сразу оговорюсь, что это заметки не кино-, а литературного критика. Но при этом я вовсе не собираюсь дотошно "сличать" фильм Сергея Урсуляка с литературным оригиналом и ворчать: тут не так, здесь не так. В кино все не так, я понимаю. К тому же режиссер благоразумно оговорился: не "экранизация", а "по мотивам". По мотивам, так по мотивам. Судя по первым трем сериям, Урсуляк снял очень красивый фильм. Во всяком случае в начале фильма это явно было его сверхзадачей: показать, как замечательно жили казаки, пока не грянула революция и Гражданская война. "Этот прекрасный, прекрасный, прекрасный Дон", перефразируя название знаменитого фильма Стэнли Крамера "Этот безумный, безумный, безумный мир". И я почти не сомневаюсь, что логика развития фильма Урсуляка будет почти такой же, как у Крамера. Прекрасный мир перерастет в абсурд, только не Америки шестидесятых, а нашей Гражданской войны, и получится так, что замечательные люди устроили кровавую резню в том замечательном месте, где они жили раньше.

В первых сериях Урсуляк постарался спрятать все мрачные, тяжелые сцены из начала романа, потому что они очевидно противоречили бы логике сериала: как земной рай оборачивается адом. Только в конце третьей серии проливается первая настоящая кровь: когда Наталья Коршунова падает грудью на косу, не выдержав измены Мелехова. Но и эта сцена по-своему красива. Тем более что дочь Урсуляка, актриса Дарья Урсуляк, роль Натальи исполняет хорошо. И вот тут она красиво падает, красиво лежит на снегу, красиво течет кровь...

До этого и вовсе идиллия! Ну поколачивает Степан Аксинью так, что не очень в это веришь. Ну огрел Пантелей Прокофьевич Гришу вдоль хребта. Ну Степан Астахов с Петром Мелеховым подрались малость. Ну да, бузят казачки, не без того... Но какие кони! Какая молодежь! (В фильме играют в основном молодые, неизвестные, но очень обаятельные актеры.) Какое солнце! Какие дожди! Туманы!

Сергей Маковецкий в роли старшего Мелехова, безусловно, хорош. Да и трудно было бы ожидать, что Маковецкий сыграет плохо. Однако его Пантелей Прокофьевич не "турка" с тяжелым характером, которого сторонились в станице, как это в романе, а очень симпатичный во всех отношениях старик. И дерется он неумело, и на коне смешно скачет, и что ни сцена, то кубарем, кубарем, и по лестнице, и по земле, нога-то хромая, а все равно смешно! Евгений Ткачук, полюбившийся телезрителям в главной роли сериала про Мишку Япончика, пока играет Григория Мелехова старательно, но неубедительно. И дело не в том, чтобы сравнивать его с мощным Петром Глебовым из классической киноверсии "Тихого Дона" Сергея Герасимова - тут всякое сравнение будет работать, увы, против молодого актера. Дело в том, что в Мишку Япончика тот же молодой актер сумел заставить нас поверить, а в Мелехова - пока нет. Тут и там вылезает из Мелехова Япончик. Вертлявый такой, ловкий, обаятельный Япончик. А как брови насупит - не веришь и все!

Полина Чернышова в роли Аксиньи Астаховой - ну да, красавица! Но если вспомнить роман, то нельзя поверить, что эту молодую женщину еще девочкой изнасиловал ее отец, которого потом насмерть забили мать и брат Аксиньи. Что потом ее зверски избивал муж, еще до всякого появления в их жизни Мелехова, а потом фактически бросил, даже ночуя дома очень редко. В романе мотивация ее любви к Григорию понятна и пронзительна. Это ее первая любовь после жестокого опыта жизни. В фильме - это просто любовь. Сладкая незаконная любовь.

Делая фильм "по мотивам" романа Шолохова, Урсуляк (для первых серий во всяком случае) отобрал из него те "мотивы", которые удачно легли на его, как он сказал в интервью, современное "эстетическое" понимание "Тихого Дона". В романе есть и красивые пейзажи, и вообще очарование донской землей. Но дело не только в эстетике. С первых же страниц романа Шолохов жестко мотивирует его развитие. А именно: жестокость Гражданской войны выросла из жестокости человеческой природы. С первых же страниц он обрушивает на читателя такие страшные сцены вполне себе "мирной" жизни, что потом уже ничему не удивляешься. Весь роман - это как бы распускание "бутона" жестокости, а потом его увядание вплоть до финальной сцены, где опустошенный Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына, - все, что осталось у него в этом прекрасном мире.

Урсуляк в будущих сериях, надеюсь, нас удивит. Иначе совсем будет не понятно, зачем снимался этот фильм.





 

Источник

Картина дня

наверх