Мы отобрали 25 картин разных стран, разных лет и разных жанров. Выбор был легким (потрясающих фильмов о Второй мировой снято грандиозное количество) и в то же время тяжелым, потому что надо было разработать критерий отбора.
Мы постарались осветить каждый аспект Второй мировой: Восточный фронт, Западный фронт, Сопротивление, партизанское движение, война на Тихом океане и даже то, что творилось в самой ставке Гитлера.
И будь то Сталинградская битва или воздушная война над Ла-Маншем — мы отобрали самую честную, правдоподобную и по возможности зрелищную картину.В списке отсутствуют картины про холокост и концлагеря (они тема для отдельного материала). Отсеяли некоторые даже крайне популярные и титулованные фильмы о подвигах американцев в войне с японцами и Гитлером, потому что большинство из них не выдерживают исторической критики.
За бортом остались телевизионные сериалы, а также картины, в которых много места уделено Второй мировой, но они охватывают гораздо более обширный период времени (например, «Укрощение огня» о создателе советских ракет или «Гибель богов» Висконти).
Тем не менее у нас осталось место и для эпопей, и для мелодрам, и для триллеров, и для трагедий, и для комедий, и для чисто батальных полотен. Но в первую очередь это фильмы о людях на войне. О том, что война с ними сделала или что оказалась не в силах с ними сделать.
Касабланка
Самая успешная попытка Голливуда достучаться до сердец тех американцев, которые в 1942 году считали, что война где-то далеко и их не касается никаким боком. Никаких зверств, концлагерей и бомбежек, а ровно наоборот: маленькая, тихая история о богом забытом городе в Марокко, где американские и прочие граждане пытаются пересидеть войну или же наскрести денег на бегство подальше от нацистов. У нашего зрителя фильм не пользуется столь же великой славой, что на дальних берегах, многие просто не очень понимают, о чем эта история. На самом деле если великая экранная пара — Хамфри Богарт и Ингрид Бергман — тебя не цепляет, то весь Голливуд военных лет явно не по твою душу.
Небесный тихоход
В советских киноцехах в годы войны тоже не дремали — клепали патриотические ленты и для тыла, и для фронта. И документальные, и игровые, и часто с музыкой. Помнишь «Темную ночь» Марка Бернеса? Это песня из легендарной картины «Два бойца» 1943 года. Но самым популярным в народе из кинофильмов той эпохи стал развеселый «Небесный тихоход», вышедший на экраны сразу после победы. Праздничная сказка о пилоте-асе, которому доверили допотопные летающие этажерки У-2, да еще женский коллектив в придачу. Фильм подарил стране два духоподъемных гимна: «Первым делом самолеты» и «Пора в путь-дорогу».
Подвиг разведчика
Военно-шпионский жанр на советском экране ярче всего был представлен в грандиозном сериале «Семнадцать мгновений весны», но на большом экране тоже были свои герои тайного фронта. «Подвиг разведчика» — то самое кино, откуда в мир пошла фраза «У вас продается славянский шкаф?», но не подумай, что это был юмор: кино не веселое, а по-нуарному мрачное, со смертями, интригами и предательствами. События разворачиваются в оккупированной Виннице, где советский агент добывает секретную переписку, но в итоге добыл кое-что покрупнее. Фильм, конечно, плакатный, но имеет в своей основе реальные дела и реального прототипа — героя-разведчика Николая Кузнецова, уничтожившего 11 высокопоставленных офицеров Рейха. Погиб в 1944-м в стычке с бандеровцами.
Летят журавли
Под таким названием могла бы прятаться беспечная романтическая комедия, но «Летят журавли» совсем не из их числа. Это невероятно красивая и эмоциональная (даже по завышенным советским стандартам) картина о судьбах молодых горожан, которых накрыло войной в тот самый момент, когда, казалось, вся жизнь впереди. Фильм честно заработал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля — как говорится во вступительных титрах, за художественные достоинства и высокий гуманизм. В титрах перечислена еще дюжина наград. А вот Никита Хрущев негодовал и обозвал главную героиню Веронику стервой. Мир Хрущева не послушался и повалил в залы толпами — даже в Западной Европе! Это же 1957 год, Европа отлично помнила, что война была общей, и наш взгляд на Вторую мировую имел колоссальный вес.
Мост через реку Квай
Кинокартина от самого главного «блокбастерного» режиссера своей эпохи Дэвида Лина, на трудах которого рос Стивен Спилберг. История на два с половиной часа о военнослужащих британской короны, которые попали в японский плен и были привлечены к работе по постройке стратегически важного моста в Бирме. Надо заметить, что условия заключения английских пленных хоть и ужасны, но на фоне концлагерного быта кажутся практически курортом, что немного лишает сегодня этот фильм тех страстей, которые он вызывал в год своего выхода. Но пусть кино слегка устарело, его никто никогда не осмеливался вычеркнуть из списка классики, да и увидишь ты в нем ту часть войны, которая на экранах возникает необычайно редко.
Судьба человека
Совсем не легкая, порой страшная, но в итоге пробуждающая непреодолимую волю к жизни кинокартина. О том, как разруха, фронт и концлагерь лишь укрепили в русском солдате самое человечное, что он пронес в покалеченной душе сквозь всю войну. Финальный эпизод про беспризорного малыша — из числа самых незабываемых в истории отечественного кинематографа. Лучший фильм Сергея Бондарчука — куда там расфуфыренной саге «Война и мир».
Живые и мертвые
Фронтовой анабасис военного корреспондента, который загремел в самое пекло Великой Отечественной прямиком с черноморского отдыха. Полный и трагедии, и пафоса, и размышлений фильм по одноименному роману Константина Симонова. И что особенно примечательно, он содержит ряд смелых критических наблюдений о первых месяцах войны, чем мы обязаны году постановки: 1963-й, самый разгар оттепели. Фильм двухсерийный, но кому-то этого показалось мало, и через несколько лет вышло продолжение — «Возмездие».
Битва за Британию
Было снято как минимум две картины с таким названием, но тебя должна заинтересовать именно эта, 1969 года, где художественно реконструированы воздушные бои над Британскими островами. Здесь не хватает таких же глубоких душераздирающих драм, как в советском военном кинематографе, но «Битва за Британию» — зрелищная, крепкая батальная картина, да еще с такими актерами, как Майкл Кейн. К тому же воздушная война между Гитлером и Черчиллем не имела аналогов в истории, с подобными вещами хочется знакомиться как можно ближе.
Армия теней
Если тебе охота увидеть всего один фильм о французском Сопротивлении в годы гитлеровской оккупации, то им обязан стать «Армия теней» с Лино Вентурой в главной роли. «Поезд» 1964 года тоже очень и очень неплох, но именно «Армия теней» раскрывает тему работы подполья наиболее детально и трагично. Да, французам не удалось толком повоевать на той войне, но это вовсе не значит, что в их жизни не было места подвигу. Жан-Пьер Мельвиль — один из любимых режиссеров Квентина Тарантино, но он по большей части известен всякими бандитскими драмами с Аленом Делоном и тем же Лино Вентурой. Однако и «Армия теней», и его дебют «Молчание моря» именно про годы фашистского режима во Франции. Не исключено, что Тарантино подглядел в них что-то для «Бесславных ублюдков».
Тора! Тора! Тора!
Куда более приличная экранизация событий в Пёрл-Харборе, чем полный клюквы, соплей и кока-колы фильм Майкла Бэя. Для тебя это станет самым простым и непозорным способом увидеть, как во Вторую мировую войну вступили США и Япония. Фильм стоил абсолютно безумных по тем временам денег — 25 миллионов долларов. Даже аварию бомбардировщика для него засняли настоящую, никаких компьютеров!
Уловка-22
Странная экранизация столь же странного сатирического романа Джозефа Хеллера об американских военных летчиках, дислоцированных в Италии в 1944 году. Для них война тут не столько даже театр военных действий, сколько театр абсурда. Если тебе нравится сериал (и фильм) о госпитале МЭШ, то в общих чертах ты можешь себе представить происходящее.
Проверка на дорогах
Депрессивная партизанская драма, снятая еще не оперившимся Алексеем Германом и пролежавшая на полке вплоть до горбачевских времен: уж больно далеко показ событий 1942 года отклонился от твердой партийной линии. Но сейчас без этого фильма просто невозможно представить сокровищницу советского кино о Великой войне.
А зори здесь тихие
Это экранизация книги Бориса Васильева, тоже более чем популярной в советских землях, чего нельзя сказать о ремейке 2015 года. «А зори здесь тихие», наверное, был главным советским фильмом к 9 Мая. Разве что «Офицеры» могли сравниться с обилием показов, но «Офицеры», скорее, под 23 февраля затачивались. «Зори» — особенное кино, русское народное и душевное, хотя тема к душевности совсем не располагает: показывают нам фатальную встречу неопытных девушек Красной армии, недавних школьниц, с превосходящими силами противника (как бы написали в рапорте). Но вот феномен: в коммунистическом Китае фильм Ростоцкого тоже пользовался фантастическим успехом.
В бой идут одни «старики»
Нетипичный для семидесятых легкий фильм о Великой Отечественной (чиновники сочли сценарий недостаточно героическим); немудрено, что кино с большим трудом пробивалось на экран через все инстанции. Но как пробилось, так стало в народе излюбленным компаньоном «Небесному тихоходу». Песни, самолеты, девушки, шутки, опять песни, но все-таки кругом война, потому и погибших товарищей поминать приходится часто. Комедия получилась с горчинкой, с большой горчинкой — а как же иначе, если сценарий создавался по реальным воспоминаниям ветеранов. В 2009 году вышла раскрашенная версия, но тебе надо знать, что изначально режиссеру выделили деньги лишь черно-белую пленку, со словами, что дефицитную цветную могут выделить только на фильм о трактористах.
Они сражались за Родину
Экранизация романа Михаила Шолохова о боях на подступах к Сталинграду. Выполнено не без шероховатостей и с явно наблюдаемыми советскими штампами брежневских времен, но при всем этом получилась большая и славная картина. Еще бы, здесь Никулин, Шукшин, Тихонов, что не просто знак качества, а знак особого качества. Жаль, но фильм сопровождает очень печальный факт: в период съемок утомленный Василий Шукшин отправился ночевать, а утром его тело без признаков жизни обнаружил Георгий Бурков. Последнюю роль Шукшина в итоге озвучивал дублер. Но смотреть можно и просто боев ради: батальные сцены здесь отличаются размахом.
Аты-баты, шли солдаты
Пусть веселое название тебя не обманывает, ничего веселого здесь нет. Кино о молодом комсомольском отряде, практически без тяжелого вооружения давшем бой колонне немецких танков. И пусть 1944 год был не самым жарким в Великой Отечественной, но для многих он стал последним. Значительная часть фильма происходит уже в 70-е годы (война идет флешбэками), поэтому кино интересно и тем, кто любит полюбоваться советским бытом и ветеранскими речами. Режиссер и актер Леонид Быков снял «Аты-баты» через три года после «В бой идут одни старики», и этот фильм стал его последней работой: вскоре он погиб в нелепой автокатастрофе на пригородной трассе.
Мост слишком далеко
Прекрасное и слегка эпичное батальное полотно о том, как союзники задумали операцию массированной высадки десантников в оккупированной Голландии. И о том, как они безобразно это спланировали и реализовали. Один из самых необычных и захватывающих фильмов о Западном фронте. В героических (и не всегда героических) ролях можно наблюдать Шона Коннери, Энтони Хопкинса, Майкла Кейна и армию не менее интересных актеров. Кино не только едкое, но и богатое, денег и динамита не жалели.
Железный крест
Жесткий фильм от очень немилосердного и прямолинейного режиссера Сэма Пекинпа, один из самых культовых фильмов о советском фронте, снятый в капиталистическом мире. История повествует о тщеславном немецком офицере, готовом на любые жертвы, жестокости и подлости ради вожделенного Железного креста.
Солдаты королевы
Грандиозный эпос Пола Верховена об антифашистском Сопротивлении в Нидерландах. Для русского слуха это может казаться смешным (Голландия ничем, казалось бы, в годы войны не прославилась), но те, кто хорошо знаком с историей, знают, что Нидерландам война далась очень тяжело, принесла массу лишений и разрушений, и тамошнее подполье было действительно очень активным, смелым и беспощадным. В главной роли Рутгер Хауэр, так что смотреть обязательно!
Подводная лодка
Вторая мировая изнутри, из подводной цитадели немцев. Душный, тесный, потный и угрюмый фильм о боевом походе обреченной подлодки, снятый большим, а то и самым главным мастером морского кино. Снят в 1981 году, а и сейчас смотрится так, будто сделан только вчера, причем людьми, которые вынашивали идею всю свою жизнь.
Иди и смотри
Общепризнанно самый страшный кинофильм о Великой Отечественной. Поставлен Элемом Климовым, более знаменитым по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Здесь тоже в центре повествования дети, но попавшие в самую страшную мясорубку, которую только возможно себе вообразить. Наверное, до этого фильма и нельзя было вообразить. Оккупация, массовый геноцид крестьянского населения в Белоруссии, партизанское движение. Кажется, это последний по-настоящему великий фильм о войне, снятый в нашей стране.
Сталинград
Жесточайший фильм о Сталинградской кампании, поставленный немцами, у которых это получилось куда сильнее, чем у халтурщика Федора Бондарчука в 2013-м. Фильм о том ужасе, в который погрузились все, кому довелось оказаться в сталинградском котле, где теряют человеческий облик и сходят с ума даже бравые самоуверенные германские вояки.
Бункер
Детальное описание падения, деградации и гибели Адольфа Гитлера и его соратников — главных нацистских преступников. Звучит мрачно (и кино действительно такое), но при этом два с половиной часа хронометража не только не угнетают, но доставляют смешанные и все-таки радостные чувства: и злодей наказан, и само кино — зрелище из числа незаурядных. Быт в гитлеровском бункере в разгар советского наступления показан в дотошно точных деталях, благо за основу взяты многочисленные книги очевидцев, в первую очередь секретарши фюрера, ну и, конечно, мемуары Альберта Шпеера, вот уже многие десятилетия являющиеся главным источником информации о фюрере и его ближайшем окружении. Кстати, по книге Шпеера был поставлен малоизвестный пятичасовой телефильм «Внутри Третьего рейха» с вездесущим Рутгером Хауэром.
Письма с Иводзимы
Вторая часть дилогии Клинта Иствуда о жутких кровавых боях за клочок суши в Тихом океане. Но первую часть («Флаги наших отцов») ты можешь с чистой совестью пропустить, так как у режиссера парадоксальным образом японская часть истории получилась многократно сильнее американской. Не будет хамством заявить, что «Письма с Иводзимы» — наиболее сильная голливудская картина о Второй мировой. Куда там семейному постановщику Спилбергу с его рядовым Райаном...
Брестская крепость
В двухтысячные годы в России произошел долгожданный ренессанс жанра фильмов о Великой Отечественной, стартовавший с картины «Звезда» Николая Лебедева. Но более всего общественность всколыхнул (в самом хорошем смысле слова) этот боевик об одном из самых мифических (тоже в хорошем смысле) подвигов Красной армии — защите пограничной Брестской крепости. Пусть не дотягивает он до уровня лучшей советской киноклассики, особенно в вопросах драматизма и накала страстей, но как военная постановка картина удалась на славу. Тем более что тема Брестской крепости на советском экране толком так и не была раскрыта. Была популярнейшая книга и спектакль «В списках не значился», однако до ее экранизации руки дошли лишь в 1995 году — фильм «Я — русский солдат». Будет возможность, посмотри и его тоже.
Свежие комментарии