
20 января исполняется 68 лет известному режиссеру и сценаристу, народному артисту России Владимиру Хотиненко. Успех ему принесли такие фильмы как «Гибель империи», «Поп», «Достоевский», «Бесы», «Демон революции». Еще в середине 1990-х гг. он заставил о себе говорить как об одном из ведущих российских режиссеров – после того, как на экраны вышел «Мусульманин». Правда, реакция на фильм была очень неоднозначной: образ, созданные Евгением Мироновым, спровоцировал громкий скандал. А для самих актеров их роли стали большим потрясением…


По сюжету, рядовой Николай Иванов, воевавший в Афганистане, провел 7 лет в плену. Когда его вели на расстрел, его выкупил афганский крестьянин, и Коля заменил ему убитого сына. Там солдат принял ислам и в родное село вернулся мусульманином. Поначалу односельчане встретили его с радостью, но со временем выяснилось, что его изменившееся мировоззрение вызывает агрессию и неприятие не только у соседей, но даже у родного брата. Сильно пьющего, как и большинство жителей села, Федора раздражает то, что его брат не пьет, не курит, совершает намаз и живет по правилам ислама.

С момента выхода и по сей день споры вокруг этого фильма не утихают. «Мусульманин» заслужил международное признание, получил несколько престижных наград, среди которых – Гран-при жюри международного кинофестиваля в Монреале как лучшему фильму года, приз Киноакадемии «Ника» за лучший сценарий и за лучшую роль второго плана (Александр Балуев), призы «Кинотавра» лучшим актерам второго плана (Александр Балуев, Нина Усатова), приз кинопрессы России за 1995 г.


Основной массой россиян фильм остался не понят. Режиссера тут же обвинили в пропаганде ислама, в слишком явном и невыгодном для соотечественников противопоставлении жителей русской деревни и новоявленного мусульманина. Фильм даже предлагали запретить за разжигание межнациональной розни, за то, что «христиане в нем плохие, а мусульмане хорошие». Однако Владимир Хотиненко стоял на своем: этот фильм не об исламе и не о православии. «Если я и делал фильм о чем-то, то о терпимости, о веротерпимости, без которой нам никак не обойтись… Там все-таки другая история. Он был не воцерковленным, а мальчишкой-комсомольцем. Он был без веры, и когда посидишь в яме, в грязи, хочется света. И главное, что он эту веру приобрел… Там человек без веры обретает веру», – объяснял режиссер. В фильме противопоставлялись не конфессии, а вера и безверие, и главный конфликт имеет не религиозный, не национальный, а этический смысл.


Коля Иванов, герой Евгения Миронова, произносит ключевую для понимания всего фильма фразу: «Аллах – это имя Бога. Понимаешь, только имя. Бог один, а имен у него много». Казалось, эти слова и критики, и многие зрители попросту пропустили мимо ушей. Хотиненко говорил: «Настороженное отношение к фильму, к самой теме я тоже чувствовал часто. Знаете, за «Мусульманина» Нина Усатова и Саша Балуев были отмечены премиями, наградами. А вот Женю Миронова, для которого это была одна из лучших его ролей, ни разу никто нигде не отметил. В этом тогда уже чувствовался какой-то опасный симптом, был еще неосознанный страх в обществе. Сегодня он перерос в страх перед исламом вообще, мусульманами вообще… Избежать этого страха можно, если говорить об этом открыто, в том числе и средствами кино, при этом оставаясь максимально тактичным».


Евгения Миронова обвиняли в открытой симпатии к исламу, в кто время как он во время съемок фильма только утвердился в своей вере. Об этом актер рассказал в одном из интервью: «Мне Православие помогает с той поры, как в 19 лет я крестился… Я родился на этой земле, и для меня никогда вопроса не стояло о другой вере. Для мня это было необходимо… Все разговоры о правильности веры не должны людей отдалять друг от друга… Я не отношусь к мусульманам как к инопланетянам… И не считаю эту свою роль грехом… Ведь мой герой ничего плохого не делает, он только верит по-своему. И никого не вовлекает в свою веру, но лично для него, как он считает, только это верный путь… Я влюбился в эту религию во время съемок, но когда один раз открыл Коран, то сразу понял – мне это чуждо».


Съемки проходили в маленькой деревне Урдово Рязанской области, где жило всего около 40 человек. Но все, кто бывал в этих краях, были поражены их необычной красотой. Тут сохранились старые деревянные избы с резьбой, и одну из них выбрали для съемок дома семьи главного героя. В этой деревне был дом у автора сценария Валерия Залотухи, и это он посоветовал режиссеру проводить съемки в «месте с совершенно фантастической природой». А после завершения работы над фильмом дома здесь приобрели художник картины Александр Попов и актер Владимир Ильин. Батюшка в местном храме, как оказалось, был бывшим спецназовцем, участником военных действий в Афганистане. Этот факт показался актеру Александру Балуеву знаком, а не случайным совпадением.


Позже Балуев рассказывал: «Переломный момент, после которого стали приглашать на главные роли, произошел в 1995-м, после фильма Владимира Хотиненко «Мусульманин». Кстати, именно на съемках этой картины я принял крещение. Не знаю, что подтолкнуло к решению: может, в этот момент прикоснулся к чему-то духовному, а может, роль так повлияла… И в один из дней, кажется это была Пасха, актер Володя Ильин вместе с женой Зоей отвели меня в местный храм. Через несколько минут после знакомства батюшка назначил мне день и время крещения… Я крестился, к сожалению, в тридцать два года. К сожалению, потому что только в этом возрасте осознал необходимость крещения… Внешне после крещения моя жизнь не сильно-то и изменилась. А вот внутренне – да. Изменилась радикально. Я стал по-другому относиться к людям, к происходящим со мной событиям. Стал по-другому относиться к миру, в котором живу. Это сложно объяснить... Крещение перевернуло меня».


Свежие комментарии