23 марта родился Арчил Гомиашвили (1926-2005), актер, известный всем и каждому как Остап Бендер.
Подобно Бендеру Гомиашвили не любил признавать поражениях, играя удачника. Тем удивительнее проговорка в одном интервью:
«Моя жизнь в Москве, жизнь актера, не состоялась. Это моя трагедия».
Как же эта трагедия произошла?
Просто...
Широкие московские просторы Гомиашвили завоевал со второй попытки, скандально первую провалив.
О судимостях молодого Арчила ходят разные противоречивые версии. Сам он говорил об этом впроброс:
«Мальчик я был неуемный, сидел несколько раз в тюрьме - за хулиганство, за воровство. Но счастливая звезда меня вела все время»
Думаю, мы еще дождемся исследователя, который засядет в архивы и вычертит извилистый путь паренька в актеры через тюремные нары. Нынче даже непонятно за что Гомиашвили сидел и сколько ходок сделал. Вариант: срезал кожу с кресел театра для продажи сапожнику и за это получил два года, кажется мне слишком поэтичным. Упоминается, что от первого срока парня спасла широкая амнистия, а второе дело развалилось из-за отсутствия состава преступления. Кто-то отмеряет Гомиашвили пять лет, которые пришлось мотать в северных районах.
Относительная ясность наступает только после того, как Арчил окончил Академию художеств и получил приглашение Георгия Товстоногова в Тбилисский театр имени Грибоедова оформлять спектакль. Присмотревшись, Товстоногов предложил Гомиашвили попробоваться на сцене. И все завертелось.
В 1948 году Товстоногов переехал в Москву и перетащил за собой любимого ученика. Помог ему поступить в Школу-студию МХАТ.
Проучился Гомиашвили пару месяцев.
7 ноября 1948 года (то бишь, в праздничек) темпераментный студент сцепился в гостинице «Националь» с неизвестным истории лицом, вроде защищая честь актрисы Целиковской. Драка переросла в кучу малу, во время которой один из забияк лишился глаза. Прибывшему наряду он указал на Гомиашвили.
Светил очередной срок. В итоге матери Гомиашвили удалось уговорить потерпевшего забрать заявление, но об учебе в Москве пришлось забыть навсегда.
Гомиашвили вернулся в Грузию, где сменил кучу театров, постепенно наращивая мастерство.
Образ Бендера Гомиашвили воплотил на сцене задолго до Гайдая. Еще в 1958 году он поставил моноспектакль по «Золотому теленку», сыграв все роли разом: и Бендера, и Корейко, и Паниковского, и Синицкую. С этим спектаклем актер объездил города и веси. Его увидел и вспомнил кто-то из ассистентов Гайдая…
Не будем заостряться на съемках «Двенадцати стульев», речь у нас о неудачах московской карьеры Гомиашвили. В свете этого самый важный проступок Арчил совершил на премьере прославившего его фильма.
Вдрызг разругался с режиссером.
Роль Бендера, как ее увидел Гайдай, не принесла актеру творческого удовлетворения.
«…есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом - в ритм фильму. К тому же меня озвучивал другой актер. Я только потом узнал, что этого не имели права делать без моего согласия. Мой голос звучит только в одном эпизоде в фильме».
В другом интервью Гомиашвили вернулся к наболевшему:
«Когда я увидел смонтированный фильм, то был на грани инфаркта. И сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что ты сделаешь такое дерьмо кино, я бы у тебя не снимался». На что он мне говорит: «Если бы я знал, что ты такое дерьмо артист, я бы тебя не взял!»
В вечном споре, чей Бендер лучше: Гомиашвили или Миронова я в детстве брал сторону Арчила. Именно за счет игры бегом, - подтянутый, ироничный, веселый, лишенный рефлексии, без лиричных песенок. В детстве это важно, чтобы бегом. А как судить сейчас не знаю, нет свежего впечатления, с тех времен эти фильмы не пересматривал и не тянет.
Гомиашвили мог позволить ругань с ведущим комедиографом страны, поскольку жил в ожидании роли еще более звездной. Его лоббировали на Штирлица.
Гомиашвили учил текст, попутно вертя роман с режиссером картины Татьяной Лиозновой. Но наверху решили, что советского разведчика должен играть представитель титульной нации, а не грузин. Лиознова заняла нейтральную позицию, что Гомиашвили оскорбило. Их отношения сошли на нет. Штирлица сыграл Тихонов.
Следующий чувствительный удар нанес нашему герою Марк Захаров, затеявший свою версию «Двенадцати стульев», притом, что Гомиашвили состоял в труппе его театра «Ленком».
Арчил рассказывал:
«У меня был мюзикл, где я один играл все роли «Золотого теленка». Я принес Захарову сценарий, на что он мне сказал: «Юмор Ильфа и Петрова меня не греет». Оказывается, за моей спиной снимался фильм «Двенадцать стульев», а я об этом ничего не знал. Моя театральная жизнь не состоялась «благодаря» Марку Захарову».
Не состоялась настолько, что Гомиашвили на общем собрании «Ленкома» бросил фразу: «Мать родила меня как человека, а Захаров убил как артиста». После таких выступлений пришлось писать заявление об уходе.
После успеха актер очутился в вакууме. В Москве он никого не знал, а его мало кто знать хотел. Но и в Грузии Арчила ждал лишь тбилисский театр.
Да, Бендер у Арчила получился, но дальше-то что? Кого популярного может играть грузинский актер в возрасте полтоса?
Только через шесть после Бендера, в 1977 году, зритель снова увидел любимого актера на экране. В «Мимино» Арчил сыграл отвратного негодяя Папишвили, являющего полную противоположность обаятельному Остапу.
Выглядел он теперь так:
Потом Гомиашвили, не особо удачно, повторил роль Бендера в фильме «Комедия давно минувших дней» (1980). Неожиданно блеснул в «Проделках Скапена» (1985).
В 1986 набрел на роль Сталина, которую варьировал в нескольких фильмах: «Государственная граница», «Сталинград», «Война на Западном направлении», «Ангелы смерти», «Трагедия века».
По настоящему развернулся Гомиашвили в ресторанном бизнесе, открыв клуб «Золотой Остап».
И до самого конца сохранил удивительную способность быть веселым, авантюрным и живым.
Свежие комментарии