Режиссёр считает, что Никита Михалков развалил российский кинематограф.
Юрий МАМИН снял любимые всей страной фильмы и сериалы «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж», «Не думай про белых обезьян»... Сам писал музыку к своим лентам. На фестивале в швейцарском городе Веве вдова ЧАПЛИНА Уна вручила режиссеру «Золотую трость Чарльза Чаплина».
Сегодня мастер переживает не лучшие времена - нет денег на съемки сатирического фильма «Окно в Париж, 20 лет спустя». По словам Мамина, препоны ставят министр культуры Владимир МЕДИНСКИЙ и Никита МИХАЛКОВ. Об этом и о нынешней ситуации в отечественном кинематографе маститый режиссер впервые говорит без купюр.
- Юрий Борисович, почему решили снимать сиквел «Окно в Париж, 20 лет спустя»?
- Мы вдохновились успехом первой картины - «Окно в Париж», которая стала зеркалом нашего общества начала 90-х. Это кино оценили люди с самоиронией. Уметь смеяться над своими недостатками - это дар и, если хотите, первый шаг к излечению общества от болезней. Пять лет назад нас с талантливейшим сценаристом Владимиром Вардунасом снова посетила идея «Окна...». Но Володя умер, и идею снять продолжение я решил воплотить только в прошлом году.
- Какая сумма нужна, чтобы запустить съемки?
- 300 миллионов.
- Почему не выделит деньги Министерство культуры?
- Во главе Министерства культуры стоит Владимир Мединский - временщик, который считает, что я критически настроен к нынешней ситуации в России. Думаете, он читал сценарий? Это его абсолютно не интересует. Все мои картины министр счел вредными для общества. Я сатирик, а, по его мнению, сатира вредна. Мединский бы сейчас запретилГоголя и Щедрина, дай ему волю. У нас вся Госдума - сплошь герои Николая Васильевича Гоголя. Вы посмотрите на Зюганова - это Собакевич,Жириновский - Ноздрев, а Чичиковых там - пруд пруди! Острая сатира никому сегодня не нужна, а без помощи государства кино снимать невозможно. С первым фильмом таких проблем не было. Большое подспорье получил от депутата Елены Драпеко, но она была заинтересована в этом, так как собиралась у меня сниматься. Сейчас помощи нет, поэтому я отложил съемки до лучших времен.
С актрисой Людмилой САМОХВАЛОВОЙ Юрий МАМИН живёт в счастливом браке уже 45 лет. |
Тусовка бездарей
- Картина «28 панфиловцев», которую снимает Андрей Шальопа, тоже не получила государственных дотаций.
- Режиссеру этого фильма помог министр культуры, потому что картина снимается на один из сюжетов его произведения «Война». Но ведь он не профессионал. Чтобы принять какое-то решение по кинематографу, постоянно заглядывает в рот Никите Михалкову, а тот - главный тормоз российского кино. Никита Сергеевич человек мстительный. После 70-х, когда Михалков был занят съемками и сделал свои лучшие картины, он пошел в политику и начал вредить кино. Еще Черномырдин ему несколько раз выделял крупные суммы. Он вытащил все деньги из кинематографии, чтобы снимать свое барахло. В 1988 году я его обошел на фестивале «Золотой Дюк», получив «Гран-при» за «Фонтан», а его «Очи черные» - нет. С тех пор у нас конфликт. Прошло время, американцы обратились с просьбой к России послать на «Оскара» мою картину «Окно в Париж». Но отправилась Никитина лента «Утомленные солнцем». Узнав, что я собираюсь в Штаты, он быстренько организовал у нас Оскаровский комитет, которого отродясь не было. Председателем посадил своего братаКончаловского, который решал, какую картину можно отправить за океан.
Михалков сводит со мной счеты постепенно. Иногда по мелочам. Он был советником правления нескольких банков, которые давали деньги на кино. Банкиры мне потом звонили, дескать, собирались дать деньги, а Никита сказал, не надо. Я подошел к нему на съезде кинематографистов, говорю: «Никита, что вы мне мешаете, собственно говоря?»
Рисунок Андрея СЕРБИНЕНКО |
- А кто вам сказал? - спрашивает он.
- Не далее как вчера в банке.
- Вы в это верите, Юра?!
- Почему я должен не верить, когда не получил денег?
- Это все игры, Юра! Что вы? Я вашу картину «Праздник Нептуна» смотрел 16 раз!
На что я ему ответил, что одно другому не мешает. Тогда смотрел, а сегодня закопать хочет.
- Как вы относитесь к тому, что кино перекочевало из кинотеатров в квартиры? Зрители все больше отдают предпочтение семейному просмотру сериалов.
- За последнее время на телевидении показали одну картину, которая имеет художественное значение и профессиональна. Это «Оттепель» Валерия Тодоровского. Есть еще пара исключений среди тусовки бездарей -Урсуляк и Прошкин. Политика сегодняшнего телевидения такова, что режиссеров там практически нет, а есть бездари, которые даже в монтаже не участвуют, но они послушны клану. Это сейчас самое главное.
Наши сериалы - отхожий промысел. Тодоровскому еще можно дать премию, а Владимиру Хотиненко не за что давать. Его картина «Бесы» беспомощная. И разве можно показывать молодому поколению «Сталинград» Бондарчука или «Солнечный удар» Михалкова, за которого он «Золотого орла» получил?! Это не фильмы, а несчастный случай. При этом Александр Гордон обещал показать в своем «Закрытом показе» мой фильм «Не думай про белых обезьян». Год промурыжил, но так и не показал.
Олег МЕНЬШИКОВ. Фото Сергея ШАХИДЖАНЯНА/«Комсомольская правда» |
В гримерке - с милым другом
- В картине «Не думай про белых обезьян» у вас снимался актер Алексей Девотченко, погибший несколько месяцев назад при странных обстоятельствах. Вы общались с ним после съемок?
- Алексей был не только моим актером, но и товарищем. Мы с ним переписывались, друг друга поддерживали. Он был гражданином, выдающимся артистом. Для меня его уход загадочен. Cогласен, он мог испытывать неприятности, склонявшие его к необходимости выпить. Проблем было много: плохие режиссеры, плохие роли. Если бы вы знали, как он стеснялся, когда играл подпольного миллионера Корейко в «Золотом теленке»! Он мне жаловался, негодовал на эту картину, на безобразия, царившие на съемочной площадке. Ситуация там была развратная, бесстыжая. Олег Меньшиков, игравший Остапа Бендера, забирался в грим-вагончик вместе со своим любовником Никитой Татаренковым, сыгравшим Шуру Балаганова, а съемочная группа стояла и ждала, пока они оттуда выйдут. Девотченко говорил мне, как не запить, когда такое происходит! Все вынуждены участвовать в этой похабени, делая вид, что ничего не происходит. Режиссер фильма, некая Ульяна Шилкина, получила возможность снимать эту картину после Михаила Швейцера! И сняла нечто постыднейшее. Шилкиной ничего за это не было, потому что она принадлежит к столичному истеблишменту.
«Ленфильм» дышит на ладан
- В последние годы на киностудии «Ленфильм» возникла плачевная ситуация. Вы, как истинный ленинградец, не раз об этом говорили. Нынешний председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук вывел киностудию из кризиса?
- Ни-че-го он не делает. Двор киноcтудии давно напоминает свалку.Бондарчук - подельник директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина. Они вместе строят кинотеатры в Петербурге, в которых станут показывать американское кино. Думаю, киностудия уже не оправится.
- Юрий Борисович, несмотря на все, вы испытали успех, у вас прекрасная семья. Супруга Людмила Самохвалова - замечательная актриса, дочь Катерина Ксеньева - талантливая артистка, музыкант. Занимаетесь любимым делом: преподаете в петербургском Институте телевидения и дизайна...
- Преподавательская деятельность дает мне какие-то надежды, хотя удовлетворения большого нет. Не вижу отклика в современном поколении. Разговаривая со студентами, все время сдерживаешь себя, боишься назвать фамилию писателя, зная, что не читали, боишься назвать фильм, зная, что не смотрели. В былые времена такой проблемы не возникало. Но я стараюсь смотреть новые фильмы, обсуждаю их с учениками, объясняю разницу между плохим и хорошим. Тешу себя надеждой, что цинизм во мне не победил и я остался с нормальными представлениями о добре и зле.
Свежие комментарии