К своим сорока годам артист Александр Пороховщиков был кошмаром любой хоть немного здравомыслящей женщины. Мама актера, Галина Александровна, занимала в его жизни столько места, что никто другой туда уже не помещался.
А главное, актера называли тираном, и равноправные отношения, построенные на взаимном уважении, были точно не для него. Но женщины летели на Пороховщикова, как мотыльки на огонь. Привлекала его особенность, непохожесть на других. Чего стоило одно происхождение: прадед — дворянин, архитектор, всеми уважаемый предприниматель, владелец ресторана «Славянский базар», приложивший руку к созданию храма Христа Спасителя (и как архитектор, и как меценат). Дед Пороховщикова сконструировал первый российский танк. Сестра деда была матерью Алексия I. И вот человек из такой семьи невозмутимо работает шесть лет мебельщиком-реквизитором в Театре им. Вахтангова (до окончания Щукинского училища). К тому же Пороховщиков рано начал сниматься, и после фильмов «Гори, гори, моя звезда», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Звезда пленительного счастья», «Капитан Немо» и других к нему пришла настоящая слава.В общем, к сорока годам Пороховщиков оставался типичным холостяком с театральным прозвищем «наш Дон Жуан». Сам он говорил, что ищет достойную — женщину, которая была бы хоть чуть-чуть похожа на его маму.
«Ира, забери меня!»
Александр служил в театре им. Пушкина, когда пятнадцатилетняя Ирина Жукова устроилась туда помощницей костюмера. Она видела все фильмы, в которых играл Пороховщиков, знала его театральные работы, и смотрела на актера с детским обожанием. Он был старше на 30 лет, и начал с того, что отправил Ирину в магазин за квашеной капустой.
Их отношения были какими-то ненормальными с самого начала. Он звонил ей по ночам после холостяцких кутежей: «Ира, забери меня». Она неслась на помощь, искала его по всем заведениям…
Однажды такой звонок — «Ира, забери», — застал девушку врасплох, у нее не было ни копейки. Она побежала к матери актера: Саша в беде, надо выручать, а у меня, как назло, нет денег!
Галина Александровна смерила малолетнюю спасательницу презрительным взглядом:
— Нет денег? Видишь, гостиница «Колос»? Пойди туда и заработай.
Нет денег? Видишь, гостиница «Колос»? Пойди туда и заработай.
Ирину не останавливало пренебрежительное отношение актера и хамство его матери. Она считала, что любовь важнее самоуважения, важнее всего. Это убеждение она пронесла через всю жизнь, и за несколько дней до смерти написала в своей социальной сети:
«Жизнь — не самое главное, что есть у человека. Гораздо важнее любовь, вера, служение».
Сама виновата
Ира полгода нянчилась с Пороховщиковым, и, наконец, дождалась: они начали встречаться. Свидания проходили так, что об этом печально рассказывать: они приходили в бильярдную, Александр усаживал Ирину в уголок, а сам пил пиво и играл. Валерий Золотухин никогда не упускал случая съязвить: «О! Пороховщиков опять внучку привел!».
О! Пороховщиков опять внучку привел!
Друзьям и знакомым актер представлял Ирину, как племянницу, многие верили. А в театре как будто бомба взорвалась: 16 лет! Да она ему во внучки годится! Времена тогда были дикие, лицемерные, никто даже не сомневался, что Ира «сама виновата». И на собрании в театре разбирали моральный облик не Пороховщикова, а Ирины. Вступилась за нее только Вера Алентова. Она зло и резко оборвала шквал обвинений:
— Оставьте девочку в покое!
— У них это серьезно, не мешайте вы им, — устало добавил Александр Збруев.
— Оставьте девочку в покое! — У них это серьезно, не мешайте вы им!
Но травля продолжалась. Из помощника костюмера девушку перевели в «подавалы» — она подавал артистам одежду. Какой-нибудь злой и неумный человек запросто мог швырнуть ей в лицо рубашку: «Из рук этой? Да только после стирки!». Ирину бойкотировали, никто не селился к ней в номер на гастролях. Любимый, к сожалению, не спешил на ее защиту — за связь с несовершеннолетней можно было получить тюремный срок, поэтому он старался «не отсвечивать».
Из рук этой? Да только после стирки!
Был даже такой момент — в одной гостинице решили, что Ирина проникла в номер известного актера без приглашения, докучает ему. Девушку всю ночь продержали в милиции, ей было страшно, горько, обидно, что никто не пришел на помощь. Все плохое в этой истории любви досталось ей одной.
…И конечно, свои донжуанские привычки Пороховщиков утратил далеко не сразу.
Выходи за меня замуж
Но эта преданность и безграничное самопожертвование, простаивание под окнами, спокойное «жена» в ответ: «А ты кто вообще такая, чтобы спрашивать, где я был?» растопили даже сердце Пороховщикова. Александр даже пошел против воли своей матери — они с Ириной начали жить вместе.
— А ты кто вообще такая, чтобы спрашивать, где я был? — Жена.
Поселились в квартире родителей Ирины, в маленькой комнате с гладильной доской вместо стола. А поженились и обвенчались только через 14 лет, чтобы успокоить заболевшую маму Ирины. Они как раз были в Турции, покупали золотые украшения. Александр покрутил в пальцах кольцо и сказал: «Выходи за меня замуж».
Выходи за меня замуж!
Их знакомые говорят, что к этому времени он ее по-своему полюбил, начал заботиться, даже считаться с ее мнением. Но при этом, например, отвадил всех друзей: «Или я, или эти»!
Те, кто видел эти отношения вблизи, не могли понять, зачем Ирина все это терпит. Она пыталась объяснить:
— Мне он нужен бесконечно, и я знаю, что без меня ему будет не то, что тяжело… это просто невозможно. Здесь уже всё единое целое. Любовь — это самопожертвование ради другого человека.
Жить без Саши не буду
Весной 2012 году Пороховщиков угодил в больницу. На него навалилось все сразу: сначала ампутировали часть стопы из-за осложнения сахарного диабета, потом инсульт… Говорили, что дела актера совсем плохи.
Ирина не выдержала напряжения. Через 4 дня она покончила с собой, оставив записку: «Жить без Саши не хочу и не буду. Люблю Сашу и хочу быть с ним. Ирина Пороховщикова».
Жить без Саши не хочу и не буду. Люблю Сашу и хочу быть с ним. Ирина Пороховщикова.
Александр прожил еще чуть больше месяца. Он провел все это время в больнице и не узнал о смерти жены.
Свежие комментарии