На экранах она выглядела бойкой, эксцентричной, властной, взбалмошной и самоуверенной – чего только стоят ее Изольда Тихоновна из фильма «По семейным обстоятельствам» и мать Родиона Рачкова из фильма «Москва слезам не верит»! Зрители не догадывались о том, что в реальной жизни она была совсем другой, что коллеги считали ее белой вороной, а успех в профессии и личное счастье пришли к ней слишком поздно, и за это пришлось отдать слишком многое…
Актриса в молодости
Стать актрисой ей было, что называется, на роду написано – ее отец Никандр Ханаев был знаменитым артистом, тенором Большого театра. Поклонником его таланта был даже Сталин, семья жила в достатке, в большой квартире в знаменитой высотке на площади Восстания. У них дома часто собирались лучшие артисты того времени.
Евгения росла в творческой атмосфере, она унаследовала от отца прекрасный голос и с детства занималась музыкой и мечтала о сцене. Хотя родители ее выбора не одобряли, но и не препятствовали в осуществлении мечты.Актриса в молодости
Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Евгения услышала от педагогов: с такой малопривлекательной внешностью на героинь рассчитывать нечего! Вот она всю жизнь и не рассчитывала – не только на героинь, но и на любые другие серьезные роли. В отличие от всех однокурсников, она не отправила ни одной своей фотографии ни на «Мосфильм», ни на киностудию имени Горького. При этом ее внешние данные совершенно не соответствовали личным и актерским качествам – она всегда вела себя по-королевски, как будто была первой красавицей курса, гордой и знающей себе цену.
Евгения Ханаева в фильме *Монолог*, 1972
Евгения Ханаева была единственной на своем курсе, кто получил персональную стипендию имени Чехова за роли в студийных спектаклях. Но когда она пришла в театр, режиссеры долгое время словно не замечали ее таланта – ей доставались малозаметные роли в театре, а когда актерам повышали зарплату, о ней говорили: «Она обойдется, у нее богатая семья!». Только после того, как Ханаева заменила заболевшую актрису в спектакле «Мария Стюарт», ее королева Елизавета покорила и зрителей, и критиков. Но даже после этого успеха опять были 5 лет простоя! Гордая, скромная и интеллигентная Ханаева никогда ничего не просила и не жаловалась – просто молча ждала своего часа. И дождалась – когда в театр пришел новый руководитель, Олег Ефремов, она стала настоящей звездой МХАТа.
Кадр из фильма *Странные взрослые*, 1974
В театре у нее не было друзей. Ее считали белой вороной, сторонились и даже побаивались. А она и не искала общения. Ее отстраненность принимали за высокомерие, а ей попросту не с кем было поговорить. Даже на гастролях она не участвовала в дружеских посиделках. Ханаева всегда держалась особняком.
Евгения Ханаева в фильме *Розыгрыш*, 1976
На экранах Ханаева поначалу появлялась лишь в фильмах-спектаклях. Только в 50 лет актриса начала сниматься в кино, где ей тоже доставались роли второго плана. Но и тут она дождалась своего звездного часа, когда в 55 лет получила главную роль в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Поначалу Ханаева отказывалась от роли – не верила в то, что готова к такой большой работе. Она даже сказала Меньшову: «Походите по театрам, посмотрите других актрис». Но режиссер был настойчив, и актриса уступила, о чем позже не пожалела – фильм «Розыгрыш» посмотрело больше 33 млн зрителей, а Ханаева была так убедительна в образе учительницы, что ее даже пригласили на съезд педагогов.
Кадр из фильма *Москва слезам не верит*, 1979
Владимир Меньшов смог раскрыть богатый потенциал Евгении Ханаевой, не замеченный другими мастерами. Спустя 3 года он предложил ей роль в фильме «Москва слезам не верит», и эта работа стала одной из лучших в ее творческой биографии. Режиссер говорил: «Кино много потеряло из-за того, что не открыло ее раньше. Я счастлив, что эта честь принадлежит именно мне… Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли. Актеры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия – кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т.д. На том же «Розыгрыше» Ханаева уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал – ну сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина…»
Евгения Ханаева в фильме *Москва слезам не верит*, 1979
Характерные возрастные роли стали ее визитной карточкой. В отличие от многих актрис, Ханаева часто играла не саму себя, а полную свою противоположность. В жизни – скромная, спокойная, тихая, ранимая, замкнутая, интеллигентная, на экранах – вздорная, шумная, напористая, скандальная, не терпящая возражений. Такой ее и полюбили зрители, очарованные ее Изольдой Тихоновной из фильма «По семейным обстоятельствам».
Евгения Ханаева в фильме *По семейным обстоятельствам*, 1977
Кадр из фильма *По семейным обстоятельствам*, 1977
Настоящая любовь к ней пришла тоже только тогда, когда она уже разменяла пятый десяток. Ханаева была замужем, у нее рос сын, но в этом браке она не была счастлива, хотя о причинах никогда никому не рассказывала. Актриса проводила в театре все свое время – просто потому, что ей не хотелось идти домой. Там же она встретила свою любовь – актера Льва Иванова. Он тоже был женат, его супруга была тяжело больна, и он не мог ее оставить. А Ханаева решилась на отчаянный шаг. Она ушла от мужа, оставив с ним 11-летнего сына – так она наказала саму себя. На экранах она часто появлялась в образе матери, а в жизни эту роль так и не доиграла. Ее родной сын видел ее только по телевизору и долгие годы не мог ей простить того, что считал настоящим предательством. Но актриса не могла поступить по-другому – ради любви она готова была идти на жертвы.
Кадр из фильма *По семейным обстоятельствам*, 1977
Слава, успех, признание, любовь пришли к ней слишком поздно. За свое счастье ей пришлось отдать высокую цену, а насладиться им она так и не успела в полной мере. Ханаева любила водить машину и проводила за рулем много времени. Однажды автомобиль, который ехал впереди нее, резко затормозил. Актриса тоже ударила по тормозам, голова резко откинулась назад, после чего возникла острая боль в шее. Через пару дней боль прошла, а через 2 месяца снова появилась.
Кадр из фильма *Время для размышлений*, 1982
Евгения Ханаева в фильме *Безумный день инженера Баркасова*, 1982
Оказалось, у Ханаевой произошло смещение шейного позвонка. Лечение не помогало, боль в шее была постоянной и невыносимой. Актрисе сделали операцию, но после нее она так и не пришла в сознание. 8 ноября 1987 г. Евгении Ханаевой не стало. Ей было всего 66 лет. Она уже не узнала о том, что ей было присуждено звание народной артистки СССР…
Евгения Ханаева в фильме *Поздняя любовь*, 1983
Свежие комментарии