Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в старых Звездных войнах Марк Хэмилл был божественно прекрасен. В отличие от стандартных брутальных качков, таких как Сталлоне и Шварценеггер, в нем действительно чувствовалась божественная искра. На роль он подошел идеально, сейчас кажется, что он специально был создан для этой роли.
Играл прекрасно.Почему же он не стал стандартной голливудской раскрученной суперзвездой, с которой каждый год выходит новый блокбастер?
После завершения Звездных войн он принципиально отказался играть роли, похожие на Люка Скайуокера. Считал, что эта тема уже раскрыта и этот этап уже пройден. У него была возможность каждый год сниматься в новом боевике в жанре "Шварценеггер один всех мочит", то есть "Люк Скайуокер в очередной раз возглавляет космическое сопротивление и побеждает космическую империю". Если бы фильмы по интересности хотя бы на десять процентов дотягивали до уровня Звездных войн - они бы гарантированно собирали кассу. Была и возможность по марвеловской схеме продолжать раз в три года выпускать новый эпизод Звездных войн со старыми актерами, которых все знают и любят (такими темпами в 2019 году нас бы ждал пятнадцатый эпизод). Градус обожания был такой, что с окупаемостью у фильмов в любом случае проблем бы не было, и то, что Лукас не пошел по этому пути, доказывает, что в тот момент у него преобладала не коммерческая, а художественная и мессианская мотивация: он стремился создать цельное и законченное художественное произведение. Каждый год с интересом смотреть фильмы про то, как слегка постаревший человек, всё еще очень похожий на Люка Скайуокера, снова побеждает космическую империю, можно в течение пятидесяти лет, как концерты Пугачевой и Кобзона, которые у стариков ассоциируются с молодостью. После пяти успешных блокбастеров Марк бы достиг того уровня раскрученности, когда он может сниматься где угодно и делать всё что хочет.
Но Марк не хотел всю жизнь играть Люка Скайуокера. Он мечтал сыграть Моцарта. Уже играл Моцарта в театре. После выхода Звездных войн его пригласили играть на Бродвей, народ радостно валил на спектакли, в которых играет Люк Скайуокер, были гарантированные аншлаги, а у выхода его встречали люди, которые спекталь не смотрели и просили расписаться на световом мече. Было известно, что Милош Форман (тот самый, который снял "Полет над гнездом кукушки") готовит фильм про Моцарта. У Марка были шансы получить роль, но в последний момент ему отказали. Он в личном разговоре спросил у Формана в чем проблема. Форман с прекрасным чешским акцентом ответил: "Никто не поверит, что Люк Скайуокер стал Моцартом".
Вряд ли Форман в тот момент понимал, что ломает чужую судьбу. Для суперзвезды, находящейся на пике популярности, ничего особенно драматичного в таком отказе нет. Выглядит примерно как история про то, как Рязанов отказался брать Андрея Миронова на роль Жени Лукашина, потому что никто не поверит, что девочка Ира не выбрала Миронова, а выбрала другого: Миронова тогда обожали все женщины страны. Марк в тот момент был одним из самых популярных и обожаемых актеров, и казалось, что ему открыты все пути. Но со слов Марка можно понять, что он очень готовился к этой роли и очень хотел ее получить, и эта история его надломила. Можно представить всё, что он пережил за предыдущие шесть лет всенародного обожания - от такого люди отстреливают себе полголовы из дробовика. После Звездных войн, которые многими считаются детской сказкой и масскультом, роль Моцарта в серьезном фильме была бы выходом на новый уровень. При этом две противоположные роли - Моцарт и Люк Скайуокер, - закрепили бы за нем статус универсальной суперзвезды. В итоге он так и остался актером одной роли. На пике популярности закрепиться в своей нише и каждый год играть роли, похожие на Люка, он не захотел, а получить ту роль, о которой мечтал, - не смог. В итоге уже через несколько лет карьера прошла свой пик и он был вынужден играть роли, которые ему не нравились. Потом он нашел себя в озвучке мультфильмов. Ему нравилось, что люди не видят, как он выглядит, и не ассоциируют его с Люком Скайуокером, и так он может попробовать себя в новом воплощении.
Когда ему тридцать лет спустя предложили сняться в новых Звездных войнах - он сразу же радостно согласился. Разумеется, его привела в восторг возможность вернуться в легендарную сагу, вернуться к главной роли всей жизни. Он сыграл в двух фильмах, хотя сценарии ему не нравились. И только потом в интервью сказал: "Это не мой Люк". По идейным соображениям отказаться сниматься в фильме, потому что тебе не нравится сценарий, может только суперзвезда, остальные будут хвататься за любой шанс, и для американской культуры это норма. В положении Марка (шесть лет обожания и тридцать лет забвения) выбор был логичным. И всё же, если бы он даже после тридцати лет забвения всё равно сказал: "Нет, я не буду сниматься в этом фильме, потому что такое завершение убьет главную роль всей моей жизни, убьет гениальный художественный образ, убьет лучшее из всего, что я создал", - это был бы достойный поступок старого джедая.
Алексей Курмашев
Свежие комментарии