Казалось бы, она была щедро одарена всем необходимым для счастья: эффектная внешность, актерский талант, начало карьеры на сцене «Современника», брак с Евгением Евстигнеевым, который ради нее даже решился оставить первую жену – режиссера театра Галину Волчек. Но Лилия Журкина по своей же вине потеряла все, что у нее было, последние годы превратились в настоящий кошмар, а в 48 лет ее жизнь оборвалась…
Мать Лилии Журкиной была учительницей, и поначалу она собиралась пойти по ее стопам: получила диплом преподавательницы младших классов и какое-то время работала в школе. Но очень быстро она поняла, что выбрала не тот путь. С юности Лилия отличалась яркой красотой, у нее было множество поклонников. Однажды во время своего визита в Москву ее пригласил на свой концерт, а потом на ужин сам Шарль Азнавур, но получил отказ.
В труппу театра «Современник» 26-летняя Лилия Журкина попала сразу же после окончания Школы-студии МХАТ. Еще через 2 года она начала сниматься в кино. Правда, ее творческую судьбу вряд ли можно было назвать успешной: и в театре, и в кино Журкиной доставались преимущественно второплановые роли и эпизоды. Среди ее самых заметных работ были фильмы «До свидания, мальчики», «Потрясающий Берендеев», «Старый Новый год», «Атланты и кариатиды», «Перикола», «Еще люблю, еще надеюсь».
Когда в своем театре Лилия впервые увидела Евгения Евстигнеева, который уже был там одним из ведущих актеров, ее реакция была далека от восхищения. Позже ее дочь Мария рассказывала: «Ее привели посмотреть спектакль «Голый король». И когда она увидела Евстигнеева на сцене, сказала: «Господи, какой же старый и страшный мужик!» Он и вправду был страшный, как тысяча чертей, явно не Ален Делон. Но жутко обаятельный! Знаю по рассказам матери, когда они вместе сидели на каких-нибудь театральных собраниях, отец все время дул ей в шею – таким образом заигрывал. Вот и надул! Записочки подкладывал в пальто будущей супруге».
Журкина была на 11 лет моложе Евстигнеева, у обоих были семьи, но актер был очень настойчивым. Муж Лилии, знаменитый советский скульптор Олег Иконников, очень любил жену и не хотел давать ей развод. Они несколько раз приходили в суд, и только с пятой попытки их брак был наконец расторгнут. Это решение осуждали не только друзья семьи и коллеги Журкиной по театру, но даже ее мать – узнав об измене дочери, она ударила ее половой тряпкой по лицу.
Тем временем о романе Евстигнеева и Журкиной гудел весь театр. Не хотела верить слухам только его жена – режиссер Галина Волчек. Закрывать глаза на правду стало невозможно в 1964 г., когда труппа «Современника» отправилась на гастроли в Саратов, где Евстигнеев окончательно перестал скрываться и проводил со своей избранницей все свободное время. Когда Волчек об этом узнала, она вынудила мужа во всем сознаться, после чего тут же подала на развод. Она не нашла в себе силы простить предательство, а бывший муж спустя годы упрекал ее в том, что их брак разрушила ее категоричность, в результате чего у обоих были сломаны судьбы.
В 1966 г., спустя 3 года после знакомства, Лилия Журкина и Евгений Евстигнеев поженились. Сложно сказать, был ли этот брак счастливым. Спустя 2 года у них родилась дочь Мария, но семью это не сплотило. Из театра Журкиной пришлось уйти – ведь там работал и ее муж, и его бывшая жена. В кино она снималась от случая к случаю, раз в 2-3 года, в эпизодических ролях. Тем временем актерская карьера Евстигнеева пошла на взлет, он превратился в одного из самых востребованных, популярных и успешных советских звезд кино. В своей творческой нереализованности Журкина обвиняла мужа. Она ревновала его к славе и успеху и часто устраивала скандалы на пустом месте. К тому же Лилия была категорически против того, чтобы муж общался с сыном от первого брака, и ему приходилось видеться с Денисом тайком.
Через несколько лет Евстигнеев перешел из «Современника» во МХАТ и похлопотал о том, чтобы в труппу приняли и его жену. Актриса не раз просила мужа замолвить за нее словечко у режиссера Олега Ефремова по поводу новых ролей для нее, но Евстигнеев считал это абсолютно недопустимым. Ей по-прежнему доставались только второплановые роли.
С годами напряжение в семье нарастало, Евстигнеев все чаще пропадал на работе, чтобы избежать очередного скандала. Для Журкиной это имело очень печальные последствия. Дочь актеров Мария вспоминала: «Помню, мы с отцом купили на Птичьем рынке кота, и у мамы началась жуткая аллергия на шерсть, которая перешла в псориаз. После псориаза у нее начались нелады с нервами. А нервничать ей совсем было нельзя. Тут-то она и стала пить. Естественно, втянулась. К тому же очень страдала от остеохондроза, вообще не могла вставать… Нервничала она часто: сидя дни напролет в своих мыслях, постоянно себя накручивала. То ли псориаз виноват, то ли на роду было написано, но с годами у мамы развилась тяжелейшая неврологическая болезнь: нервные окончания так воспалялись, что болело все тело… Причины алкоголизма – в болезнях, в неустроенности личной жизни. Но мама никогда не распускалась, кто бы что ни говорил».
Однажды в припадке отчаяния Лилия Журкина наглоталась таблеток. К счастью, тогда ее удалось спасти. Но болезнь не отступала. Актриса сменила несколько больниц, но ее состояние только усугублялось. Официально их брак с Евстигнеевым продлился 20 лет, до самой смерти Журкиной, но в последние 3 года он очень отдалился – у него начались отношения с актрисой Ириной Цывиной. Лилия знала о том, что у мужа появилась другая женщина, и тяжело переживала измену.
В 1986 г., в возрасте 48 лет Лилия Журкина ушла из жизни. Тогда ходили слухи о том, что она покончила с собой, но дочь актрисы их опровергла: «Умерла она своей смертью в больнице». После этого у Евгения Евстигнеева случился инфаркт, уже второй – первый он перенес за 6 лет до этого. Мария рассказывала: «Мамина смерть стала для всех шоком. Мы с папой привыкли, что она болеет, но оказались совершенно не готовы к такому концу. Отец был в ужасном состоянии, в какой-то прострации. Мы никогда об этом не говорили, но он наверняка корил себя. Несмотря на уже начавшийся роман с Цывиной и возможные прежние интрижки, двадцать три года совместной жизни объединяют больше, чем любовь. Люди становятся просто родными». Для актера все эти переживания тоже оказались фатальными – он пережил свою вторую жену всего на 6 лет.
Мария Евстигнеева (в замужестве Селянская) позже с горечью говорила: «С годами действительно что-то в нашей семье растрескалось, расползлось по швам. Вижу в этом и свою вину. И сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю: мама с папой допустили ошибку, что вовремя не расстались, не расцепились, не смогли разойтись каждый по своим тропинкам. Семью не сохранили бы, но, возможно, жили бы счастливей и дольше… Думаю, моим родителям, Евгению Евстигнееву и Лилии Журкиной, следовало развестись. Я счастлива была бы, расстанься они вовремя. Кто знает, может, это сохранило бы маме жизнь».
Свежие комментарии