Раньше билеты в этот театр доставались с боем. Мне повезло, подружкин папа работал у Сергея Владимировича. Я видел на сцене «Кота в сапогах», «Буратино», «Веселых медвежат». И еще чудо тех времен, - пока дети смотрели спектакль, родители параллельно наблюдали его версию по телевизору.
Поговорим сегодня об актерах Образцова, выбрав тех, которые всеми правдами и неправдами пробились из-за кукольных спин к широким массам.
И выясним, что очутились они у Образцова не от хорошей жизни.
ЗИНОВИЙ ГЕРДТ (1916-1996)
Гердта бросило за ширму ранение в ногу. Врачи ногу спасли, но она стала короче здоровой на восемь сантиметров.
«После ранения я был нехорошо разбит, лежал в госпитале в Новосибирске и понимал, что с театром покончено. Одиннадцать операций. И хромота на всю жизнь. Сначала для меня это было страшной трагедией. Мне казалось, что актер не может быть хромым, а я не мог жить без театра. Но я как-то увидел выступление перед ранеными кукольной труппы Образцова. Причем обратил внимание не столько на кукол, сколько на ширму, за которой не видно, как ходит актер…»
Придя к Образцову Гердт стал визитной карточкой труппы, прежде всего благодаря роли конферансье Эдуарда Апломбова в «Необыкновенном концерте». Обладая уникальной памятью, актер объехал с этим спектаклем весь мир, ведя конферанс на языке принимающей гастроли страны.
Однажды Гердт вступился за актера, которого Образцов решил не брать на зарубежные гастроли. Просто положил на стол свой загранпаспорт и пригрозил, что тоже не поедет. Образцов пошел на попятный, но вернувшись на родину, выдвинул в Минкульте ультиматум: «Или Гердт, или я».
Вот что рассказывал актер Роберт Ляпидевский:
«Это не выносилось на суд общественности, хотя все понимали, что Образцов и Гердт не питают друг к другу особой привязанности. Раздражал Образцова слишком свободолюбивый характер Гердта. Зиновий Ефимович ничего и никого не боялся. Мог на каком-нибудь приеме в посольстве вдруг высказаться на политическую тему. Образцов страшно боялся, что однажды Гердт сболтнет что-то не то… А Зяма не терпел никакого давления. Конфликт между ними зрел долгие годы. Помню, последний раз мы были вместе с Гердтом на гастролях в Чехословакии. Часами гуляли по Праге, он подолгу молчал, что было совершенно на него не похоже. Я понимал, что у него зреет какое-то решение. «Не могу я так больше, Роба…» — лишь сказал Зяма. А когда мы вернулись в Москву, он пошел на прием к министру культуры, был неприятный разговор, и Зяма написал заявление. Я пришел на работу, а вокруг все шепчутся: «Зиновий Ефимович ушел из театра…» Сразу все погрузилось в какой-то мрак».
ЕКАТЕРИНА ДЕРЕВЩИКОВА (1929-2006)
Деревщикова стала известна стране в 11 лет, снявшись в картине «Тимур и его команда». В семнадцать состоялся еще один хит «Каменный цветок».
Когда после развода Екатерина вернулась в Москву, выяснилось, насколько прочно ее забыли.
Руку помощи протянул Образцов. Поначалу его предложение актрису шокировало, она никогда не была в кукольном театре. Но Образцов привел аргументы куда как убедительные:
«Ты уже не девочка, карьеры не сделаешь, а тут за ширмой будешь играть и весь мир увидишь»
Так оно и получилось. За ширмой Екатерина играла вплоть до нулевых. Визитной ее карточкой стали царевна Будур в «Волшебной лампе Аладдина» и Буратино.
НАТАЛЬЯ ДЕРЖАВИНА (1942-2002)
Когда в очередной раз Державина выбрала «Спокушки» и положила на стол заявление об уходе, остаться ее уговаривал сам Образцов. И он же принял актрису обратно. Значит, что-то было в Наталье помимо Хрюши.
ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН (1954)
Выпускники курса создали театр на колесах «Люди и куклы», вызвав у своего руководителя ревность.
Гаркалин говорил:
«Он просто был оскорблен до глубины души. Я почему знаю, потому что моя жена Катя оставалась сотрудницей этого театра много лет, и она мне все это рассказывала. Как он часто упоминал в нехорошем смысле нас, выпускников кукольного отделения»
«Но потом надо было все-таки решиться, вернуться в этот театр опять. Мне хотелось просто быть с Катей, быть рядом, потому что она родила мне девочку Нику, мне хотелось видеть, как она меняется, растет.
...Так как Катя была сотрудницей театра Образцова, то я готов был нести это бремя, быть артистом этого прославленного театра. Честно говоря, я не испытывал большой радости, попадая в эту труппу. Я там три года проработал, но сказать, что они были счастливыми, творческими годами, мне трудно. Скорее наоборот, я мучился от того, что я занимаюсь просто не своим делом».
Хотя Гаркалин сразу получил главную роль в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» долго он у Образцова не задержался.
МИХАИЛ БОГДАСАРОВ (1960)
Едва ознакомившись с прославленным театром, Михаил понял, что работать там не хочет и завершилась его карьера быстрее, чем у Гаркалина.
Таковы наиболее известные широкому зрителю актеры, побывавшие за ширмой у Образцова.
Свежие комментарии