Замечательная, завораживающая, трогательная, романтичная и веселая оперетта!
В конце 1970 годов состоялась премьера новой работы кинорежиссера Яна Фрида , получившего заслуженную славу мастера музыкальных комедий.
В основу цветной двухсерийной картины легло известное произведение австрийского композитора Иоганна Штрауса.
Фильм "Летучая мышь" был признан одной из лучших экранизаций оперетты.
Режиссер Ян Фрид
При написании произведения «Летучая мышь» Иоганн Штраус основывался на анекдотичном случае из реальной жизни: якобы однажды во время бала-маскарада неверный супруг не узнал свою жену в маске и принялся за ней ухаживать.
Ходила также легенда о том, что однажды на маскараде два приятеля так покутили, что один из них проснулся на скамейке в городском парке в костюме летучей мыши, и за эту злую шутку, устроенную его другом, он отомстил ему тем, что уличил его в супружеской измене.
Критики того времени называли сюжет банальным и посредственным, прошло почти 20 лет, прежде чем "Летучая мышь" стала не только популярна, но и много раз экранизированна.
Свой первый музыкальный фильм – «Двенадцатая ночь» – Ян Фрид снял еще в 1955 г., но только в 1970-х гг., когда режиссеру было уже далеко за 60, он не побоялся экспериментов и начал снимать оперетты.
Его первым опытом в этом жанре стала «Собака на сене», а в 70 лет он приступил к съемкам оперетты «Летучая мышь». На самом деле назвать фильм экранизацией произведения короля венской оперетты Иоганна Штрауса нельзя – литературной основой сюжета стал текст, переписанный советскими авторами еще в 1930-е гг., фактически это был заново созданный сценарий.
Многие критики в один голос говорили, что вариант «Летучей мыши» Яна Фрида был намного динамичней и интересней оригинала.
Лучшие оперные артисты того времени пели за главных героев.
Подбирали их таким образом, чтобы по тембру их голоса соответствовали голосам актеров.
За героя Виталия Соломина пел Александр Мурашко, за героиню Людмилы Максаковой – Лариса Шевченко.
Героиня Ларисы Удовиченко поет голосом Софии Ялышевой, а герой Юрия Соломина – голосом Владимира Барляева.
Для многих, наверное, станет удивлением то, что за Игоря Дмитриева пел тогда еще малоизвестный актер Борис Смолкин – на самом деле по образованию он оперный певец. Создали фонограмму, а затем актерам на площадке надо было изображать пение.
Людмила Максакова в роли Розалинды
Ян Фрид для начала пригласил всех актеров и певцов к себе домой, чтобы они могли познакомиться и пообщаться в неформальной семейной обстановке. Вскоре такие посиделки стали хорошей традицией – вечерами напролет они обсуждали работу над фильмом и спорили о своих героях. Людмила Максакова, смеясь, говорила: «В такой атмосфере, наверное, и бревно бы заиграло!»
Игорь Дмитриев в фильме *Летучая мышь*, 1978
Многие актеры остались с режиссером в дружеских отношениях на всю жизнь.
Так, очень тепло к Яну Фриду относился Игорь Дмитриев, который в «Летучей мыши» сыграл роль начальника тюрьмы. Однажды режиссер сказал, что очень удивляется тому, что Дмитриев никогда не отказывается сниматься в его фильмах (а их было 7!), хотя высоких гонораров ему это не приносит.
Актер ответил: «Ян Борисович, мы сниматься будем у вас, а деньги добывать на других картинах».
В главной женской роли Ян Фрид изначально видел только Людмилу Максакову, но тогда она была на самом пике популярности, и ему казалось, что он не сможет ее убедить дать согласие – ведь до этого она отказалась сниматься в «Собаке на сене».
Об этом решении она сожалеет до сих пор – ведь этот фильм пользовался невероятной популярностью у зрителей и прославил другую актрису, Маргариту Терехову.
Тогда Максакова поняла, что еще один раз упускать такую роль было бы большой глупостью. И когда ей позвонили с «Ленфильма», она тут же дала согласие. И сегодня она жалеет только о том, что сыграла только в одном музыкальном фильме Яна Фрида. Спустя годы актриса признавалась: «Все это вспоминается, как золотая страница жизни».
Юрий и Виталий Соломины в фильме *Летучая мышь*, 1978
Братья Соломины очень редко снимались вместе.
Юрий Соломин говорил: «С Виталием не так часто вместе снимались, буквально 2-3 фильма. Нас разбросали индивидуальности, разошлись…». О том, что они будут работать вдвоем, они узнали только тогда, когда встретились на «Ленфильме».
У братьев действительно всегда были непростые отношения – они были абсолютно разными людьми и в равной степени талантливыми актерами.
Лариса Удовиченко мечтала о роли Адели в «Летучей мыши» – для нее это был подарок судьбы, ведь предстояло играть вместе с мэтрами советского кинематографа, даже в эпизодах Ян Фрид задействовал известных артистов: Сергей Филиппов, Евгений Весник, Александр Демьяненко.
Однако ее утвердили на сразу – режиссер искал актрису, похожую на молодую Целиковскую. Удовиченко понимала, что внешнего сходства у нее не было, но в гриме и в костюме она смогла перевоплотиться так, что смогла убедить режиссера. Эта роль стала ее первой и единственной в жанре оперетты.
Роль дурнушки Лотты, которую мать учит стрелять глазами, сыграла Ольга Волкова. На тот момент ей было уже 40, а играть пришлось «девушку на выданье».
Эта роль стала для Ольги Волковой знаковой – хотя она снималась в кино с 1965 г., зрители стали узнавать ее только после 40 лет, когда она снялась в «Летучей мыши» и в «Вокзале для двоих» в роли Виолетты.
Фильм просто бесподобен,каждая сцена - это шедевр! Тонкий юмор(такого уже нет в кинематографе), игра актеров!
Все вызывает восхищение!
Свежие комментарии