В марте 1981 г. состоялась премьера фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» по повести Галины Щербаковой о любви двух подростков. Простая и трогательная история не оставила равнодушными и взрослых зрителей, а для молодежи этот фильм стал культовым.
Актеры, исполнившие роли главных героев, – Татьяна Аксюта и Никита Михайловский – сразу же стали кумирами тысяч поклонников.Никите Михайловскому на тот момент было всего 16 лет, ему прочили успешную кинокарьеру, но никто не мог предположить, что судьба отвела ему всего 27 лет жизни.
Свою первую роль Никита Михайловский сыграл еще в 7 лет – благодаря отчиму, режиссеру Виктору Сергееву. На съемочной площадке мальчик оказался раскованным и артистичным, к тому же с 6 лет он работал фотомоделью и манекенщиком и не терялся перед камерой. С тех пор его будущее было определено. До того, как он сыграл Ромку в фильме «Вам и не снилось…», Никита успел сняться в шести картинах.
Когда режиссер Илья Фрэз собрался снимать фильм по повести Щербаковой, в Госкино возмутились: главные герои Рома и Юля – намек на Ромео и Джульетту? Щербакова возомнила себя Шекспиром? Чтобы не вызывать таких ассоциаций, главной героине дали имя Катя. Подвергся критике и трагический финал повести: главный герой погибал, упав из окна. Сценарий переписали, и Ромка остался жив.
Актрису на главную роль нашли сразу – ею стала 23-летняя Татьяна Аксюта, которой, на тот момент уже замужней, пришлось изображать первую влюбленность подростка. Исполнителя главной мужской роли не могли найти вплоть до начала съемочного процесса. Пробы не прошел ни один из актеров. И тогда вспомнили о 16-летнем школьнике Никите Михайловском, у которого уже был опыт съемок. Его утвердили без проб, в этом образе он был настолько убедителен, что всем казалось: этот мальчик знает о любви больше, чем его старшая партнерша, окончившая ГИТИС.
Когда фильм «Вам и не снилось…» вышел на экраны, разразился скандал. Создателей обвиняли в пропаганде любви в подростковом возрасте, разврате и безнравственности, в том, что режиссер откровенно показывал то, что следовало бы прятать и запрещать. Сейчас сложно понять, как трогательная история о первой любви двух 16-летних подростков могла наделать столько шума. Фильм стал лидером проката 1981 г., его посмотрели 26,1 млн зрителей. В том же году его признали лучшим фильмом по результатам опроса журнала «Советский экран».
После премьеры этого фильма юный актер, как говорят, «проснулся знаменитым». На него обрушилась невероятная слава. Ему приходили мешки писем – с благодарностью, откровениями, признаниями в любви. В ЛГИТМиК Никита Михайловский поступил без проблем, педагоги были им довольны и прочили ему успешную кинокарьеру.
В его жизни все происходило рано и с невероятной скоростью. Он рано женился и в 22 года стал отцом. Друг Никиты Борис Юхананов вспоминает: «…Я прозвал Никитку "Великий питерский сирота" – у него рано умерла мама, а с отцом они расстались еще в детстве, поэтому большая квартира напротив "Ленфильма" служила приютом чуть ли не для всего питерского андерграунда. У него было много друзей, его любили многие женщины, и он любил многих – он умел любить, а это редкий дар. Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода "Вам и не снилось"». В 1980-х актер продолжал сниматься в кино, но таких ярких и запоминающихся ролей, как в фильме «Вам и не снилось…», больше не было.
После трех лет брака Никита развелся и женился на художнице Катерине. Тогда он сам увлекался живописью, они устроили совместную выставку, и вырученные деньги перечислили в фонд детей, больных раком. Никто не подозревал о том, что та же болезнь уже съедала самого Никиту. Диагноз «лейкоз» прозвучал, как приговор. Никите нужна была пересадка костного мозга – дорогостоящая операция в Лондоне, на которую собирали деньги сначала среди знакомых, а потом через русских эмигрантов обратились за помощью к самой Маргарет Тэтчер. Но несмотря на все усилия, почти сразу после своего 27-летия Никита Михайловский ушел из жизни.
Борис Юхананов говорил о друге: «Душевные его вибрации были такого привлекающего свойства, что диапазон людей, с которыми он был дружен, невероятен. Никита находился в очень равных отношениях как бы целиком с культурой 1980-х годов, выраженной самыми разными людьми. И это был не просто диалог... он не поддерживал диалог, он его развивал».
Свежие комментарии