Праздник Святой Троицы отметили во всех православных храмах. Но в удмуртском селе Бураново это будет ещё и престольный праздник Храма Святой Троицы, который был построен на средства, собранные знаменитым коллективом «Бурановские бабушки».
Надо отметить, что что храм в Бураново появился не на пустом месте.
Первый был построен ещё в 1865 году, но в 1930-е его снесли. Уже в 1990-х в селе открыли молельный дом. В 2010 году на праздновании 300-летия села Бураново «Бурановские бабушки» выступили с инициативой о возрождении храма.По словам художественного руководителя группы «Брангурт песянайёс» (так на удмуртском звучит название «Бабушки из Бураново») Ольги Туктаревой, сбор средств на восстановление сельского храма, разрушенного в годы советской власти, знаменитые бабушки начали более шести лет назад. Все это время артистки откладывали средства, полученные от своих выступлений, на оплату работ подрядчика. Деньги на строительство церкви выделял и «Дом Людмилы Зыкиной» с которым у бабушек был заключен контракт.
На молебен в честь открытия храма пришли более ста человек из соседних деревень и сел, а также приехали гости из Самары.
Рассказывает продюсер коллектива, Ксения Рубцова, директор ООО «дом Людмилы Зыкиной»:
– С чего началось строительство храма?
– Идея возродить церковь в родном селе пришла бабушкам. Они давно вели разговоры о том, что было бы неплохо построить храм в Бураново на месте разрушенного в конце 1930-х годов. Некоторых бабушек в нем даже успели крестить. А когда они поняли, что песнями, выступлениями на сцене можно зарабатывать деньги, перешли от слов к делу. Я и весь коллектив «Дома Людмилы Зыкиной» их идею поддержали. В результате в октябре 2011 года на месте строительства церкви в селе Бураново был заложен камень. А уже в мае 2012 года началось возведение храма.
Молебен в честь закладки храма.
– Кто и как разрабатывал проект? Не было ли сомнений, каким именно ему быть?
– При разработке проекта были учтены пожелания бабушек. А им хотелось построить небольшую церковь, очень простую, как они сами. Причем новая церковь – не копия разрушенной, хотя фотографии ее имеются. Храм построен по оригинальному проекту и на новом месте, поскольку там, где раньше в Бураново стояла церковь, сейчас находится мемориал воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Его решили не трогать.
– Как все согласовывалось? Как сочеталась музыкальная деятельность бабушек и заботы по строительству?
– Строительством занимались и занимаются профессионалы, а бабушки активно выступали, принимали участие в телеэфирах, гастролировали по России и миру.
Они сразу решили, что большую часть своих гонораров будут вкладывать в строительство храма. И как только возвращались после концертов домой, сразу же шли в строящийся храм с проверкой. Бабушки оказались самыми строгими «прорабами».
Конечно, и в стороне от дел они не могли остаться – сначала помогали расчищать стройплощадку, потом делали уборку в уже построенном храме. А еще несли из дома продукты, из которых местные жители готовили строителям обеды.
– Как собирались средства на храм?
– Церкви на Руси всегда строились всем миром. Было немало пожертвований от известных в России людей – политиков, бизнесменов, а также самых простых россиян. Не хочу называть никаких имен – тогда надо перечислять всех, кто помогал. Скажу лишь, что с момента начала строительства церкви «Домом Людмилы Зыкиной» собрано порядка 12 миллионов рублей.
– Кто занимался внутренним убранством храма?
– Бабушки сразу сказали, что им не нужны расписные стены в храме. Поэтому они в нем будут просто белые оштукатуренные. Украшать их будут иконы, а их очень много. Куда бы бабушки ни ехали с концертами, они обязательно посещали местную церковь или монастырь и, как правило, не возвращались оттуда без подарков. Много икон подарили бабушкам их поклонники. Причем, некоторые из них очень ценны, как, например, чудотворная икона Матроны. Иконы дарили после концертов, а кто-то высылал в посылках даже из-за рубежа.
Я хочу поблагодарить всех тех, кто внес свою лепту в строительство храма в Бураново. Здоровья и сил вам. А пример «Бурановских бабушек» – это доказательство того, что в этой жизни нет ничего невозможного. Главное – надеяться и верить.
Наталья Яковлевна Пугачева, участница коллектива «Бурановские бабушки»:
– Как смотрели соседи, знакомые, родственники, когда услышали о вашей идее построить храм? Кто был настроен скептически, кто позитивно? Не было ли противников?
– Противников не было, а вот те, кто не верил в наши силы, были. Но все же больше было тех, кто нас поддерживал. Под лежачий камень вода не течет. Если бы мы не собрались, вряд ли бы в Бураново возродили церковь. Мы бы до этого точно не дожили.
– Для кого построен храм? Много верующих поселке?
– Храм для всех. Сейчас у нас в Бураново есть молитвенный дом – там всегда на службах много народу бывает. Не у всех есть возможность добраться до соседних сел, где есть церкви. Так что и в новой церкви прихожан будет много.
– Изменилось ли отношение соседей после ваших успехов? В какую сторону?
– Любить нас стали больше (смеется). Если раньше кто-то и посмеивался, чего это, мол, бабки старые на сцену полезли, то сейчас так никто уже не говорит. Поняли, что «бабки» еще много чего могут. Смотрите, как после «Евровидения» наш клуб отремонтировали, дороги разровняли, фонари на улицах некоторых поставили, водонапорную башню, чтобы летом вода в домах была.
– Благодаря вашим выступлениям в Бураново появился храм. А от кого вы впервые услышали о вере? Куда ходили молиться ваши мамы, бабушки?
– О Боге мне рассказывала мама. Отец мой погиб на фронте. Я еще совсем маленькая была. А мама меня даже крестить успела в старой церкви. Я ее не помню, но мама говорила, какая она была красивая.
У нас в селе говорят: кто храм разбирал, а потом из его кирпичей нефтяную контору строил, – все скоро или от болезни умерли, или их первыми на фронте убили. Хорошо, иконы и книги святые люди спасти успели, по домам попрятали. Теперь они все в новой церкви будут.
– Вы увидели разные города мира, что особенно удивило, что отличается от знакомой вам жизни, а что – нет?
– Да, мы много где побывали. Во Франции когда были, мне больше всего понравились деревья. Все в цветах – синих, белых, красных. Таких нигде больше не видела. Какая-то женщина шла, я ее спрашиваю: «Ветку оторву, в огороде посажу – расти будет?». А она не понимает. Я показывать стала: будто ветку ломаю, в землю тычу, а потом руки все выше и выше поднимаю. А та головой мотает, говорит что-то. Тут уж я ее не понимаю.
А в Баку как мы жили! Огромный дом, красивый, как в кино, нам дали – пол-Буранова в нем поместилось бы. Все мне в Баку понравилось, одного не поняла: зачем такие высокие каменные заборы вокруг домов поставили? Людей, что ли, боятся? В Москве – и то таких огромных нет.
Вот кто бы мне сказал, когда я во время войны лепешки из лебеды ела, да в 9 лет работать в колхозе начала, что под старость лет по миру ездить буду. Ни дети мои, ни внуки, ни правнуки столько не путешествовали, сколько я. Но все же дом есть дом. Хотя у нас и скромнее все, и проще, но сердцу милее.
– Поделитесь секретом, как все успеваете – и по хозяйству что-то делать, и музыкальную карьеру?
– Помощники у меня хорошие – муж Афанасий Афанасьевич, дети, внуки, правнуки. Все к нам с дедом постоянно приезжают, не забывают. А про карьеру это ты сильно сказала. Какая карьера? Просто пела и плясала от души и все. И теперь бы хотела, да здоровье уже не то совсем. Все ж таки 79 лет мне исполнится 28 октября. (в этом году ей исполнилось 83 года — Прихожанка).
– Что в вашей жизни было самое трудное, когда казалось – не преодолеть, не справиться? За что благодарны?
– Самое трудное – война. Не дай Бог, кому-то такое пережить. А благодарна я судьбе за то, что я пережила эту страшную войну, что вышла замуж, родила детей, а теперь радуюсь внукам и правнукам. Это ли не счастье?
Но только строительством храма «Бурановские бабушки» не ограничились. Построив храм, они, по совету отца Константина, священника Свято-Троицкого храма, начали строить при храме приют для престарелых. Приют рассчитан на 20 человек, и принимать туда будут не только жителей Буранова, но и из других населенных пунктов. Бурановские бабушки надеются, что доброе начинание найдет отклик у людей. Так как приют будет строиться в основном на пожертвования музыкального коллектива, никаких конкретных сроков по его возведению пока не ставят.
Концерты бабушки будут давать по-прежнему, но выступлений сейчас меньше, и они в основном благотворительные. Коллектив ездит по детским домам, домам инвалидов, выступает на массовых праздниках в Удмуртии. Поэтому они не ждут большого сбора денег, как раньше.
«Стройку на зиму пока законсервировали. Весной строительство продолжится. Там будут размещаться спальные комнаты и большая гостиная, где вечерами смогут собираться за телевизором или беседами бабушки и дедушки. Приют рассчитан примерно на 20 человек», — пояснила руководитель коллектива.
Свежие комментарии