На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШоубиZZZ - всё о звёздах

71 994 подписчика

Свежие комментарии

За что Михаил Барышников ненавидит Россию


  12 октября в Москве в центре фотографии братьев Люмьер открывается фотовыставка американского фотографа Роберта Уилтмена "Михаил Барышников. Метафизика тела". Герой снимков на ней присутствовать не будет: танцовщик Михаил Барышников после побега из Советского Союза в 1974 году не приезжал в Россию ни разу. Лайф разобрался в истории и причинах неприязни к родине со стороны прославленного артиста.  

Известно, что танцовщик сбежал из страны летом 1974-го, вернее не вернулся с гастролей в Канаде. Тогда ему было 26. Многие знакомы с историей побега Барышникова, больше похожей на сцену из остросюжетного кино.

Друзья, жившие в Америке, передали властям заявление Барышникова на предоставление политического убежища. 30 июня 1974 года в Торонто после последнего гастрольного спектакля, на котором он от волнения чуть не ронял партнёршу, Барышников поспешно покинул здание театра. Там уже толпились поклонники, он еле вырвался из их окружения и побежал к той улице, где его должен был ждать автомобиль с человеком из эмиграционной службы. В преследование пустились сотрудники КГБ, но Барышников сумел оторваться, влетев на ходу в автомобиль с канадцами, на котором успешно скрылся. Его переправили в Соединённые Штаты, которые с радостью приняли уже сложившуюся звезду мирового балета. Правда, гражданство дали только спустя 12 лет.
Итак, 42 года Михаил Барышников живёт в США, из которых 30 лет является гражданином этой страны. В Россию с тех пор он ни разу не приезжал. Разберёмся, за что же наша страна могла заслужить такую ненависть танцовщика. 


Причина № 1. Недостаточно хорошо жил    

В первые годы работы в театре Барышников снимал комнату. Но уже в 1972 году (Михаилу было 24 года) ему предоставили просторную квартиру в престижном районе Ленинграда на углу Мойки и улицы Дзержинского. До Мариинки он ходил пешком. Мало кому из молодых артистов так везло в квартирном вопросе.

В 1973-м он уже покупает новенькую "Волгу" 24-й модели из партии для КГБ, а зарплату в 400 рублей имели в нашей стране только чиновники высшего ранга.

В новенькую квартиру он въехал с пуделем Фомой, но все ждали, что скоро туда заселится и невеста Барышникова — Наталья Кольцова. К слову, во многом благодаря крепкой связи с женщиной советские власти выпустили его из страны на гастроли, посчитав, что он обязательно вернётся к любимой. Но и Кольцову, и квартиру, и собаку танцовщик оставил навсегда, уехав к новым квартирам, машинам и женщинам.


  Причина № 2. Недостаточно творческой свободы   

Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (сейчас ему возвращено историческое название Мариинский театр) стал родным для Михаила Барышникова на семь лет, с 1967-го, когда его приняли сразу на должность солиста, по 1974 год. Там он блистал во многих постановках. Начинал с классического репертуара: па-де-труа в "Лебедином озере", "Голубая птица", па-де-де в "Пламени Парижа", "Корсаре", "Коппелии" и другие. 

Камнем преткновения стал авторитарный стиль главного балетмейстера Константина Сергеева.

Характер, капризы или звёздную болезнь Барышников начал проявлять уже в 1970-м. В театре поставили "Гамлета" — после нескольких спектаклей Барышников вовсе отказался исполнять главную роль, потому как она оказалась слишком медленной и скучной для него. Роль Адама в "Сотворении мира" он тоже не полюбил. Для Советского Союза последние постановки были новаторскими, но Барышников потом вспоминал, что Push Comes to Shove танцевать интереснее, чем "Сотворение мира". 


Причина № 3. Ни русский, ни латыш  

Как рассказал танцовщик в одном из своих интервью американскому журналисту из Times, в детские годы жизни в Латвии он чувствовал себя аутсайдером. Барышников связывает это с личностью отца, который служил в советской армии, якобы оккупировавшей Латвию.

"Я не чувствовал себя комфортно и в России, где меня воспринимали как провинциального латыша, постоянно выглядящего по-западному"  

Между тем образ русского Барышников эксплуатирует на протяжении многих лет жизни в США. Он играл русского в театре как драматический актёр, а на киноэкране стала известной его роль в фильме "Белые ночи". В России же его вновь вспомнили благодаря роли в сериале "Секс в большом городе", где он сыграл возлюбленного Кэрри Брэдшоу, русского художника Александра Петровского.

  Причина № 4. Друзья сказали, что тут плохо   

Как известно, хорошо там, где нас нет. Друзья из ближайшего окружения Барышникова тяготились нахождением в стране. На его решение, вероятно, в немалой степени повлиял Фёдор Лопухов — ведущий балетмейстер театра, которого сменил авторитарный Сергеев. 

Как написала в своей книге подруга Барышникова Нина Аловерт, покинувшая страну через несколько лет после своего друга, "чёрт дёрнул родиться в России", имея в виду себя, Барышникова и Лопухова.

После самоубийства танцовщика Юрия Соловьёва в 1977 году (он застрелился у себя на даче из охотничьего ружья) в Ленинграде говорили о том, что такова бы была судьба Барышникова, если бы тот не остался на Западе. По слухам, на Соловьёва давили сотрудники КГБ, склоняя к стукачеству на Рудольфа Нуреева, который сбежал во Францию ещё в 1961 году.

Однако того же танцовщика Александра Годунова, школьного друга и одноклассника Барышникова, бегство на Запад никак не спасло от печальной участи. Годунов получал хорошие контракты, имел квартиру в Лос-Анджелесе с видом на знаменитый холм с огромными буквами HOLLYWOOD, но при этом спился и умер в этой самой квартире в 1995 году в возрасте 45 лет.


Причина № 5. Человек без родины   

Однажды Барышникова напрямую спросили, хочет ли он вернуться на родину и имеет ли это для него какое-то значение. Он ответил просто:

"Применительно к себе — нет. Когда к тебе обращаются "Эй, русский", неважно, в каком ты возрасте, это откладывается"   

В 1961 году поэт Иосиф Бродский, хороший друг Михаила Барышникова, посвятил ему свои строки: 

Воротишься на родину. Ну что ж.

Гляди вокруг, кому ещё ты нужен,

кому теперь в друзья ты попадёшь?

Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина, 

смотри в окно и думай понемногу:

во всём твоя одна, твоя вина, и хорошо.

Спасибо. Слава Богу... 

Но даже про родной город — Ригу — Михаил Барышников, посетив его после распада СССР, сказал:

  "Рига как была всегда для меня, так и остаётся чисто географической точкой. Наверное, я человек без родины — в вашем понимании"    

 

Источник

Картина дня

наверх